Елисеев: «Комиссии работают в статусе военных объектов»
Аналитик – о досрочной явке, которая зашкаливает.
– У Лукашенко в кармане уже полтора миллиона голосов, – пишет представитель исследовательского центра Eurasian States in Transition Андрей Елисеев. – Три дня досрочного голосования предельно ясно показали, что никакого честного подсчета голосов и сведения результатов не будет: прежняя система только ухудшилась, избирательные комиссии работают в статусе военных объектов. Рисуют самую высокую досрочную явку в истории суверенной Беларуси.
Суть проблемы: вся разница между реальной досрочной явкой и нарисованной (а их показатели, по данным наблюдателей, часто расходятся в разы) будет преобразована в голоса за Лукашенко. И это при «положительном» сценарии, который исходит только из вбросов этой количественной разницы в урны для досрочного голосования и честного подсчета остального содержимого.
При более отрицательном сценарии (вбросы + частичная / полная замена бюллетеней, либо отсутствие подчета содержимого как такового) за Лукашенко рисуется вся или почти вся досрочка. То есть, на утро пятницы у Лукашенко уже есть до полутора миллионов нарисованных голосов.
Это значит, что практический смысл идеи про собрание людей под участками и требование ими открытого, честного подсчета во многом обнуляется. Потому что в случае реальной явки 80%, 36% избирателей (от включенных в списки), якобы отдавших свой голос досрочно, – это уже до 45%, рисованных за Лукашенко.
А если еще учесть и голосование на дому, которое по отдельным районам тоже зашкаливает и дает пространство для манипуляций, то даже если в основной день выборов ВСЕ пришедшие на участки проголосуют против Лукашенко, то он якобы (вкупе с бюллетенями из урн для досрочки и голосования на дому) получает большинство.
Если объединенный штаб не заявит о том, что все голоса, реально либо фиктивно поданные на досрочном голосовании, будут рассматриваться им в качестве нарисованных за Лукашенко (и что ровно это число будет отнято от официального итогового показателя в его поддержку для получения более реалистичной цифры), то фактически распишется в отказе от требования второго тура.
То есть, для восстановления доверия к выборам и согласия в обществе, ЦИКу следует отменить досрочку и пригласить всех проголосовать заново в основной день выборов.
Это, разумеется, весьма грубый вариант альтернативного подхода к сведению результатов (плюс и в основной день выборов открытого и честного подсчета вовсе не ожидается), но в условиях правового беспредела и игры без правил со стороны властей, он выглядел бы вполне вменяемым политическим ходом.
Особенно учитывая уже тысячи зафиксированных нарушений, которые указывают на системность и масштабность манипуляций с досрочным голосованием.
Читайте еще
Избранное