Экономика

Эксперты о санкциях в отношении «Белнефтехима»

Комментируя введение США санкций против предприятий концерна “Белнефтехим”, эксперты разошлись во мнениях. Одни уверены, что в результате этого Беларусь понесет убытков на миллиарды долларов, другие — что данная мера имеет больше политический, нежели экономический эффект. «Салідарнасць» собрала различные высказывание на этот счет.

«Судя по истеричной реакции Минска, санкции серьезные»

— Мы не знаем всех деталей, однако, судя по реакции Минска, санкции серьезные. Иначе не было бы той истерии, которую мы наблюдаем сегодня, — считает международный координатор Хартиb-97, член оргкомитета гражданской кампании “Европейская Беларусь” Андрей Санников.

По его словам, из комментариев МИДа Беларуси можно понять, что между Минском и Вашингтоном были определенные договоренности.

— Безусловно, введение новых санкций связано с тем, что в Беларуси по-прежнему сидят за решеткой политзаключенные, прежде всего Козулин, и, как мы знаем, готовятся новые дела против активистов демократического движения в Беларуси. В заявлении МИДа говорится об алгоритме действий США и Беларуси по улучшению двусторонних отношений. Видимо, белорусская сторона не выполнила определенных обязательства, что и повлекло реакцию со стороны Соединенных Штатов. Я думаю, что это оправданная позиция, поскольку речь идет о жизни и здоровье ни в чем неповинных людей. А если официальный Минск предлагал, как он это делал раньше, торговлю по каждому политзаключенному, то такой реакции от США следовало ожидать. Насколько я понимаю, речь шла об освобождении всех политзаключенных в качестве первого шага, который мог бы послужить сигналом к нормализации отношений. Процесс освобождения закончился на Александре Козулине, поэтому демократические государства не считают, что этот шаг был сделан.

Обращает на себя внимание, что в своем заявлении МИД Беларуси говорит об обязательствах Соединенных Штатов в рамках ОБСЕ. Таким образом официальный Минск признает важность международного права и соблюдения норм этого права. Но если бы белорусские власти действительно хотели нормализации отношений с Европой и США, им, в первую очередь, следовало выполнять обязательства в рамках ОБСЕ и других международных организаций. ОБСЕ – это отнюдь не Россия, на которую надеется официальный Минск, и механизмы ОБСЕ действительно могут использоваться для демократических преобразований».

По мнению Санникова, белорусский МИД «как-то странно» добивается не разрешения, а усугубления конфликта.

— Хамские нападки на посла США никакими дипломатическими нормами объяснить невозможно. Посол государства подчиняется главе этого государства и своему МИДу, а не властям страны нахождения. Да, посол обязан соблюдать законы страны пребывания, но грубые рекомендации уехать из страны ни к каким законам отнести нельзя. Логически следующий шаг, если МИД Беларуси будет продолжать гнуть свою линию, это объявление посла персоной нон-грата и разрыв дипломатических отношений. Но в таком случае следует ожидать новых санкций, как со стороны США, так и со стороны их союзников.

«Введение санкций США имеет больше политический подтекст, чем экономический»

По мнению эксперта Татьяны Маненок, после введения санкций в "Белнефтехиме" как работали, так и продолжают работать.

— Никаких изменений не произошло. Стоит вспомнить, что 20 декабря прошлого года основные предприятия, которые занимаются экспортом нефтепродуктов, были переведены на расчеты в евро, поэтому это никак не повлияло на работу предприятий "Белнефтехима", — сказала в интервью ”БелаПАН” Татьяна Маненок.

По мнению эксперта, введение США санкций против концерна "Белнефтехим" имеет больше политический подтекст, чем экономический.

Татьяна Маненок считает, что американская сторона "действует последовательно — сначала один комментарий, сейчас более расширенный".

— Это говорит о том, что белорусской стороне дали подготовиться. Ведь все понимают — это палка о двух концах: если ужесточают действия одного партнера, это же скажется на втором партнере, с которым уже есть договоренности.

Утверждения о том, что в связи с санкциями Беларусь лишилась суммы, несколько превышающей 1 млрд. долларов, которые накапливались якобы "для реализации белорусских планов в Венесуэле", эксперт назвала "фантазиями".

— Может, конечно, у журналиста, который это утверждает, есть неопровержимые доказательства, но я чрезвычайно осторожно отношусь к подобным заявлениям. Очень бы хотелось узнать, откуда такие деньги? К тому же еще в прошлом году МИД Беларуси предупреждал о возможных санкциях и предлагал переводить все расчеты с доллара на евро. К добыче нефти в Венесуэле мы только приступили, поэтому объемы там еще мизерные. И говорить о таких суммах несерьезно, — считает эксперт.

«Сегодняшние трудности белорусской экономики можно было осилить, используя сотрудничество с Ираном и Венесуэлой»

— Санкции против "Белнефтехима" довольно болезненные для белорусских властей, — заявил в интервью ”Нашай нiве” бывший посол Польши в Беларуси и бывший советчик премьера Мариуш Машкевич. — В 1998-2002 белорусские власти использовали множество правовых, финансовых и организационных схем, чтобы избежать международных санкцией, какие были наложенные, например, на Ирак, Сирию, Судан, Иран, Сербию. Торговала нефтью, оружием и другими технологичными товарами, что давало возможность пополнять бюджет. Сегодняшние трудности белорусской экономики можно было осилить, используя сотрудничество с Ираном и Венесуэлой. Ради чего и были подписаны договоры на продажу венесуэльской нефти. "Белнефтехим" собирались использовать как вспомогательную структуру. Американцы на самом деле не ввели полномасштабных санкций против Беларуси, а только ограничили деятельность венесуэльских экспортеров через посредников.

Могут ли страны ЕС поддержать санкции США? Эти вопросы надо связывать с выработкой позиции относительно санкций в отношении Венесуэлы. А это уже слишком сложная проблема и долгосрочная процедура.

Польские власти были против введения ЕС экономических санкций против Беларуси, что вытекает из понимания общих интересов, и не только интересов властей и самого президента. В случае с Венесуэлой, как некогда в случае с Сербией или Ираком, дело выглядит иначе. Евросоюз не вводил санкций против Беларуси за экономические и денежные гешефты с режимами Милошевича и Хусейна.

К тому же, процедуры в Брюсселе длинные и сбюрократизированны. Прошу заметить, что последние санкции, оглашенные в отношении Минска Брюсселем, касаются нарушения прав рабочих и уничтожение независимых профсоюзов. А справа тянулась с 1997 года!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)