Россия продолжит финансово поддерживать Беларусь, но ровно настолько, чтобы держать официальный Минск на коротком поводке. Такое мнение высказали экономисты во время онлайн-семинара «Устойчивость государственного долга Беларуси», сообщает TUT.BY.
От нефтяного маневра России, который будет продолжаться до 2023 года, бюджет Беларуси ежегодно будет терять более 1% своих доходов, и платежный баланс будет терять почти 4% ВВП в последние два года, отметил российский экономист Сергей Алексашенко. Следствием станет обострение проблемы государственного долга.
В 2020 году на фоне политического кризиса возникла проблема доступа к внешним заимствованиям. Фактически единственным кредитором остается Россия. Как используется это эксклюзивное право, будет зависеть от Кремля.
— Это политическое решение. Технически финансово и российский бюджет и фондовый рынок могут предоставить Беларуси по масштабам белорусской экономики неограниченный объем денег. Другое дело, что это станет результатом политических договоренностей, — отметил российский экономист Сергей Алексашенко.
Решения о предоставлении не утвержденных ранее кредитов тоже будет лежать в политической плоскости.
— Если Путин и Лукашенко о чем-то договорятся, то финансовая поддержка в тех или иных объемах станет частью этой договоренности. Но исходя из того, что происходило в последние полтора-два года в рамках экономической составляющей российско-белорусских переговоров, мне кажется, что позиция российского министра финансов [Антона] Силуанова, держать Беларусь на очень коротком поводке и давать денег по минимуму, все-таки возобладала, поэтому будут давать ровно столько, чтобы белорусская экономика не крахнулась. А на прирост валютных резервов за счет российских кредитов рассчитывать не стоит, — считает Сергей Алексашенко.
Если же российская экономика столкнется с трудностями, то готовность финансировать еще и экономику Беларуси может сильно пострадать, дополнил российский экономист Сергей Хестанов.