Экономика

Экономист: «Поэтому Гуцериев и попытался проявить «дружеские чувства» и помочь, но это просто смешно»

Лукашенко получил «черную метку» из Кремля.

Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико в интервью Сharter97.org объяснил, почему нынешняя «нефтяная война» намного более серьезная, чем раньше.

— Эта ситуация — вторая за всю историю существования власти Лукашенко, — отмечает эксперт. — Первая известна только специалистам. Первый случай, когда прекратили поставку нефти, произошел еще во времена Ельцина, который резко отреагировал на арест в Беларуси Павла Шеремета. Ельцин тогда говорил: «Отпустите Шеремета!». А Лукашенко не внимал никаким российским, ельцинским призывам. И тогда прекратили поставку нефти из РФ буквально на несколько часов. В итоге в течение дня Шеремета освободили — и нефть снова пошла.

По мнению Леонида Заико, то, что сегодня происходит — это крайняя мера, которую россияне применяют для белорусского руководства.

— Поэтому, без преувеличения, все это очень серьезно: Лукашенко получил «черную метку» из Кремля. Остановленная подача нефти — это самая настоящая «черная метка», и выбраться из этой ситуации ему будет очень трудно, — отмечает эксперт.

По его мнению, таким образом Россия хочет белорусское руководство «ткнуть фэйсом об тэйбл».

— Это абсолютно четкая трассировка, чтобы Лукашенко знал свое место, помнил, что, в принципе, сейчас все рычаги экономической власти находятся в России, — поясняет Леонид Заико. —Лукашенко не слушал специалистов, он не внимал и был неосторожен в энергетической политике. Он лично посадил Беларусь на наркотическую иглу — газовую и нефтяную.

Но если тарифы на газ потом компенсируются уже готовой продукцией, просто увеличиваются белорусские экспортные цены, то с нефтью все обстоит сложнее, отмечает эксперт.

— Нефть – это интересы всех тех окруженцев вокруг Лукашенко. На этой нефти некоторые российские олигархи и примкнувшие к ним белорусские окруженцы зарабатывали очень серьезные деньги. Сейчас они находятся у разбитого корыта, — поясняет экономист. — Поэтому Михаил Гуцериев и попытался проявить «дружеские чувства» и помочь, но это просто смешно, потому что все что он сможет сделать – это дать 100-120 тысяч тонн, а месячная норма переработки в Беларуси составляет примерно 2 миллиона тонн. Гуцериев поставит свои 120, пускай даже 200 тысяч тонн, но невозможно столько поставить, сколько нужно для белорусских НПЗ. Это будет 5-10%. Таким образом, на сегодняшний день Беларусь лишена 90% нефти.

Эксперт также оценил последствия для белорусской экономики.

— Есть пока еще технические запасы — для того, чтобы работали нефтепроводы, по нефтепроводам ведь тоже идет нефть. Какие-то минимальные запасы есть. Но в Беларуси опасность возрастает с каждым днем. На сегодняшний день Беларусь прекратила экспорт нефтепродуктов. А это было до 40% всего экспорта в лучшие годы. Поэтому резко будут падать валютные доходы. Это точно приведет к ослаблению белорусского рубля, — считает он.

Негативные процессы будут развиваться очень быстро.

— Пока, обратите внимание, Беларусь не продает нефтепродукты, а все, что есть, бросает на внутренний рынок. Нам надо примерно 6 миллионов тонн нефти в год, это 500-600 тысяч тонн в месяц. Если ситуация будет продолжаться в таком же духе, то это практически обвалит внутренний рынок и обвалит валюту, — уверен эксперт.

Леонид Заико также обращает внимание на политическую составляющую.

— Кремлю, конечно, обваливать белорусскую экономику смысла нет. Второй момент, делать из Лукашенко какого-то «защитника белорусского суверенитета» – это, по крайней мере, глупо. Кстати, когда это делает кто-то из людей, называющих себя «оппозицией» — это вообще глупость в квадрате. Поэтому я думаю, что Кремль будет действовать потихонечку — как это делали на допросах в НКВД. Потихоньку будут бить Лукашенко молотком по пальцам, — считает Леонид Заико.

Экономист: «Нефтяные войны Москвы и Минска поразительно совпадают с электоральным циклом»