Филин

Вероника Белова

Экономист назвал три ошибки, которые допускают приверженцы отмены санкций

Санкции убивают экономику и толкают Беларусь в объятия России — аналитик поясняет, что, по его мнению, не верно в этом утверждении.

Пятый пакет санкций ЕС против белорусских властей может быть готов к концу октября. В нем будет отражено миграционное давление на границе Литвы, Латвии и Польши.

Между тем единого мнения по поводу того, насколько действенным инструментом является санкционное давление и насколько это влияет на поведение белорусского режима, нет. К тому же в последнее время все чаще стали звучать голоса в пользу отказа от санкций.

Экономист Лев Львовский объяснил, какие главные ошибки допускают те, кто выступает против санкций.  

— Последнее время часто встречаю позицию «отменяйте санкции — они только убивают экономику и толкают Лукашенко в объятья России». Причем, транслируют ее на удивление разные группы.

В числе таких групп экономист называет участников Совета по международным отношениям «Минский диалог», приверженцев позиции Зенона Позняка, а также отдельных экспертов, а том числе экс-дипломата Павла Мацукевича.

Вкратце эти позиции выглядят следующим образом.

В частности, Зенон Позняк считает, что санкциями невозможно свергнуть диктатора, и единственная возможность остановить репрессии — это вступить с режимом в диалог.

— Падзеі выглядаюць так, што ў інтарэсах беларускага народа трэба… прыпыніць эканамічныя санкцыі, замарозіць іх (бо санкцыі ўладу дыктатара ня зваляць), і ўступіць у перамовы з працілеглым бокам аб спыненьні рэпрэсіяў, катаваньняў людзей, аб спыненьні перасьледу грамадзянскай супольнасьці, — заявил Зенон Позняк, чем вызвал бурную реакцию в обществе.

Схожего мнения придерживается и политолог, директор Совета по международным отношениям «Минский диалог» Евгений Прейгерман. Вот что он отмечает:

— Логика, что экономическое давление извне приведет к этому результату как была, так и остается ущербной. Прошло время и можно посмотреть на те результаты, которые мы имеем. Беспрецедентные санкции вводятся с требованием прогресса по трем направлениям: первое — остановить репрессии, второе — откатить их назад и выпустить политзаключенных, третье — начать какой-то диалог с оппонентами внутри общества.

Если посмотреть на динамику по всем этим трем показателям, можно увидеть, что ситуация только ухудшилась. Несмотря даже на то, что 9 августа были приняты абсолютно беспрецедентные и потенциально очень разрушающие американские санкции. И если сейчас для кого-то все равно непонятно, что белорусские власти реагируют на санкции еще большим ухудшением ситуации, тогда я не знаю, какие еще здесь можно приводить доводы.

Экс-дипломат Павел Мацукевич также против санкционного давления. Он считает, что оно работает в обратном направлении и, что самое важное, все больше подталкивает Беларусь в сторону восточной соседки.  

— Германия, как и Австрия, ЕС в целом – действуют санкциями и на встречах с российскими коллегами регулярно поднимают белорусский вопрос. На санкционных рельсах такое продвижение белорусского вопроса все дальше увозит Беларусь в Россию.

Экономист Лев Львовский в корне не согласен с такой постановкой вопроса. В этих утверждениях он видит ряд логических ошибок и ложных допущений.

Ошибка первая. Утверждение, что введением санкций руководит оппозиция.

— На практике мы видим, что, несмотря на все её (оппозиции — Ф.) усилия, ЕС и США крайне неохотно шли на введение ограничений. До определённого момента, постоянные заявления об обеспокоенности перемежались точечными мерами в отношении узкого круга лиц. Переломным моментом стал угон самолёта Ryanair, на что ни НАУ ни штаб Тихановской никак не могли повлиять, — поясняет эксперт.

Лев Львовский. Фото Белорусы и рынок

А это значит, что первопричиной введения любых масштабных санкций «всегда являются действия лично Лукашенко и его свиты».

— Правительства демократических стран реагируют на чаяния своих граждан. Если последние возмущены новым трешем Лукашенко – политики принимают меры. Если представить, что он выпускает политзаключённых и садится за стол переговоров, то никакие «злые» оппозиционные деятели не смогут вымолить ни грамма санкций – реагировать будет не на что, — отмечает Лев Львовский.

Ошибка вторая. Считать Лукашенко не субъектом, а объектом политики.

Это допущение предполагает, что Лукашенко – статичная фигура, которая никак не может поменяться — «он такой, какой есть» и в ситуации санкций не скорректирует своё поведение, а обязательно покатится в сторону Москвы.

— Что очевидно не так. Лукашенко опытный политик – практически PhD по манёврам и сидению одновременно на 4-х стульях. Он умеет показывать зубы Москве и улыбаться Западу, когда ему это выгодно, — поясняет Лев Львовский.

Ошибка третья. Не учитывать амбиции Лукашенко.

— Быть диктатором суверенной страны и губернатором Северо-Западного края — ощутимо разные позиции, — заключает эксперт.