Политика

Наталья Север

Егоров: «Нет никакого запрета ни для тех, кто внутри страны, ни для тех, кто уехал, выдвигаться в Координационный совет»

Политолог — о том, зачем понадобилась реформа структуры, и есть ли у КС реальные рычаги для стабилизации ситуации в Беларуси.

На этой неделе заканчивается подача заявок на вступление в Координационный совет согласно реформе, которая в нем проходит.

Для тех, кто забыл, напомним, что КС появился 20 августа 2020 года по инициативе Светланы Тихановской. Предполагалось, что структура, в которую вошли представители различных сфер, поможет преодолеть политический кризис.

По факту, из-за репрессий внутри страны КС не смог продолжать свою деятельность. 9 августа 2022 года на конференции «Новая Беларусь» в Вильнюсе было принято решение о реорганизации КС, и в октябре была запущена реформа.

Предполагается, что в обновленный состав Совета войдут 115 человек, как сказано на официальном сайте КС, представителей гражданского общества и демократических сил.

В их числе будут 75 представителей различных организаций и структур, 25 действующих членов из прошлого состава и 15 свободных делегатов. В середине декабря планируется всех собрать и провести первое собрание обновленного КС.

Задали одному из действующих членов Совета Андрею Егорову несколько вопросов о новой структуре.

Андрей Егоров

— Что за реформа проходит в КС, и в связи с чем возникла необходимость ее проводить?

— Необходимость реформировать структуру назрела давно, потому что КС, фактически являясь представителем протестной части белорусов, после разгрома президиума еще в 2020 году был почти бездеятельным, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» политолог Центра европейской трансформации Андрей Егоров. —Во-вторых, КС не формировался как структура, имеющая хоть какую-то репрезентацию, то есть опирающаяся на инициативы, организации, сообщества, которые бы выдвигали членов. Скажем так, он формировался путем селекции, а не избрания.

И поскольку формировались разные органы вроде Кабинета Светланы Тихановской, возникла идея сформировать и что-то вроде парламентского представительного органа, который бы выполнял функцию относительного контроля деятельности такого рода образований, как тот же Кабинет.

— То есть обновленный КС задуман, в том числе и как контролирующий орган?

— Да, контрольная функция предполагается. Обговаривалось, например, что КС будет участвовать в назначении членов Объединенного переходного кабинета. Возможно, будут и другие функции.

— Войдет ли в состав КС кто-то из тех, кто находится сейчас в Беларуси?

— Нет никакого запрета ни для тех, кто внутри страны, ни для тех, кто уехал, выдвигаться в КС. Просто члены, которые не захотят подвергать себя риску, могут действовать не публично, и им это право гарантировано.

— Вы согласились стать членом нового КС?

— Да, я один из тех, кто остался из предыдущего состава и дал согласие продолжать работу. Остальные будут определяться путем выдвижения, делегирования по разным секторам, от гражданского общества, диаспор, различных организаций и т.д.

Понятно, что прямые выборы сейчас по разным причинам провести невозможно.

— В прошлый состав входило 55 членов. Это немалое количество. Сейчас ожидается больше в два раза. Для чего?

— Количество определялось в зависимости от баланса различных секторов, которые представлены в составе КС. При этом самый большой сектор гражданского общества. Он получит наибольшее представительство.

— Участие в КС как-то оплачивается?

— Должности в Совете никогда не были оплачиваемыми. И члены нового КС не будут иметь зарплаты. Это не депутаты.

— На сайте КС сказано, что он создан в том числе и «для стабилизации ситуации в стране». А есть ли у Совета какие-то реальные рычаги для этого?

— Нет, конечно. Когда ставился вопрос о роспуске текущего состава КС вообще или продолжении его существования, я например, голосовал за роспуск.

В текущей ситуации политического значения он не имеет. Будет ли функционировать новый КС иначе, сможет ли он приобрести это влияние? В принципе, может.

— И что для этого нужно?

— Многое будет зависеть от состава, от людей, которые в него войдут. От их политической воли, от принципов работы внутри.

Рычаги влияния не появляются, они приобретаются. В политике ничего не появляется само по себе. Посредством совершения политических действий приобретаются инструменты.

Скорее, КС сможет выступать как средство объединения, снимать часть конфликтов, иметь возможность согласовывать интересы. То есть такой совещательный политический орган.

Но если он будет способен к большему, к тому, чтобы действительно инициировать на этой базе согласованных интересов некое общее единое движение демократических перемен, было бы хорошо.

Динамика работы обновленного КС будет зависеть от того, будут ли внутри Совета складываться какие-то полноценные политические фракции, объединяющие представителей разных организаций, которые выступают с единых стратегических идеологических позиций.

Возникнет ли между разными фракциями конкуренция, в процессе которой сможет зародиться политический процесс, когда одни будут отстаивать одно мнение, другие — другое, и в результате диалога все будет решаться.

Согласен с упреком некоторых скептиков, что раньше это были «55 бессмысленных людей», а теперь может стать в три раза больше.

Именно поэтому важно, чтобы внутри КС сформировались разные политические блоки, между которыми станет возможной некая политическая борьба. Тогда это может стать продуктивным.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4(12)