Возможно, без солдат, рядом с которыми я воевал, не стало бы страны Хоббитании. А без Хоббитании и Хоббитов не было бы «Властелина колец»
Джон Толкин: ветеран войны, создавший «высокое фэнтэзи»
«Салідарнасць» в рамках спецпроекта «Это Европа» рассказывает, как представитель «потерянного поколения» Джон Толкин оказал сильнейшее влияние на культуру XX века.
В 1954-м Джону Рональду Руэлу Толкину стукнуло уже 62 года. Профессор английского языка готовился оставить преподавательскую деятельность и выйти на пенсию. Но через несколько месяцев выйдет в свет его книга, которая станет феноменом в мировой культуре. Как же английскому филологу удалось завоевать сердца миллионов людей по всей планете?
Сирота и ветеран войны
Толкин родился в буржуазной семье. Его отец умер, когда мальчику было всего 4 года. А в 12 он остался круглым сиротой: мать скончалась от диабета. Опекун детей, священник Френсис Морган помог им получить хорошее образование и развил у Джона интерес к филологии.
Толкин с отличием учился в Оксфордском университете, но дальнейшие планы на жизнь перечеркнула Первая мировая война. Молодого человека зачислили в связисты и в 1915-м отправили во Францию, где разворачивались основные боевые действия между силами Антанты и Германией. Позже Толкин вспоминал, что расставание с будущей женой Эдит Бретт было «смерти подобно» (в отсутствии любимого девушка пугалась каждого стука в дверь, боясь, что принесут известие о его гибели).
На войне случилось самое большое везение в судьбе Толкина: он остался жив. До Второй мировой Первую называли «Великой войной». Она забрала жизни миллионов людей и кардинально изменила политическую карту мира.
Потери Великобритании были катастрофическими: 850 тысяч погибших (во Второй мировой страна потеряет в два раза меньше). Существенная часть была убита в одном из самых кровопролитных сражений в истории человечества – битве при реке Сомме, участником которой стал и Толкин.
Британские дивизии в основном состояли из слабообученных и малоопытных гражданских призывников, что во многом и предопределило огромные потери. Толкина спасло то, что он заболел окопной лихорадкой и после длительного лечения был отправлен домой из-за слабого здоровья. Во Франции погибли близкие друзья лингвиста, а его батальон был практически полностью уничтожен.
Толкин оказался представителем «потерянного поколения», молодежи, которая десятилетия не могла оправиться от пережитого. Но если многие его современники напрочь утратили оптимизм, то филолог нашел отдушину в научной и преподавательской деятельности в Оксфорде и семейной жизни.
Откуда выросли хоббиты
Лингвистический гений Толкина был очевиден еще в детстве, когда он придумал с друзьями несколько языков, чтобы общаться между собой. За последующую жизнь он выучит 14 языков и шутки ради нафантазирует 19.
В 30 лет Толкин стал профессором Оксфорда и быстро заработал репутацию одного из лучших филологов в мире.
Особый интерес он испытывал к средневековым мифам Северной Европы. Настолько особый, что с годами решил взять у истории реванш и создать британский эпос.
Первым шагом к этому станет повесть «Хоббит», действие которой происходит в мире Средиземья. А уже после Второй мировой будет опубликовано продолжение в виде эпопеи «Властелин колец». Так мировую аудиторию захватят хоббиты, орки и другие вымышленные существа.
Почти все в произведениях одного из создателей «высокого фэнтези» так или иначе вышло из его военного опыта. Уже сам выбор жанра, к которому обратился Толкин, объяснялся в том числе его принадлежностью к «потерянному поколению», людям, которые разочаровались в новых проектах человечества.
Отсюда консерватизм Толкина, его религиозность (писатель был католиком), нелюбовь к технического прогрессу и любовь к природе, утопическая идея о сохранении того лучшего, что уже накопило человечество.
Толкин, воевавший в Первую мировую, а затем наблюдавший за мясорубкой во Второй, в эпопее «Властелин колец» поставит вопросы о природе зла, опасности безграничной власти, недопустимости насилия, тщетности силы оружия и возможности победы добра, если слабых не охватит отчаяние, и они проявят ответственность.
Толкин категорически отвергал, что образы из его книг являются аллегориями и намекают на политические события в реальности. Однако признавал, что пережитое во время войны научило его «глубокой симпатии и сочувствию к простым солдатам, особенно из аграрных графств».
Толкин также писал: «На самом деле я хоббит (во всем, кроме размеров). Я люблю сады, деревья и поля, к которым не притрагивалась техника и механизация; я курю трубку и люблю хорошую простую пищу (не замороженную!), но ненавижу французскую кухню; я даже отваживаюсь в эти серые времена носить узорчатые жилеты. Я без ума от грибов (прямо из леса); у меня довольно простецкое чувство юмора (которое даже мои самые благожелательные критики находят утомительным); я поздно ложусь и поздно встаю (когда есть возможность). Я редко путешествую».
Не понаслышке знакомый с ужасами войны, Толкин до конца жизни проявлял гуманизм. Например, он осуждал бомбардировку и уничтожение немецких городов союзными войсками в 1945-м. И писал, что люди, которые изобрели, а потом применили атомную бомбу, — такие же преступники, как и те, кто стремился овладеть всеми кольцами всевластья.
Многие из живущих заслуживают смерти. А другие погибают, хотя заслуживают долгой жизни. Можешь ли ты наградить их? Так не торопись же раздавать смертные приговоры!
«Толкиновский бум» и отказ в Нобелевской премии
Толкиновский культ возник в 1960-е, когда его роман «Властелин колец» был опубликован в США и обрел бешеную популярность.
Войны после Второй мировой не закончились. Бойня во Вьетнаме привела к тому, что американская молодежь увлеклась идеями мира и свободы. Толкин стал для нее единомышленником. Студенты ходили в майках с надписями «Фродо жив» и «Гэндальфа в президенты».
Совершенно неожиданно профессор-затворник (Толкин был человеком закрытым и тяжело сходился с людьми) на последнем этапе своей жизни стал культовым писателем, хотя считал себя скорее фольклористом.
Клайв Льюис, создатель «Хроник Нарнии», выдвигал своего друга Толкина даже на Нобелевскую премию по литературе. Но академики ответили жестокой формулировкой: «Безусловно, это ни в коей мере не может считаться прозой высокого качества».
Но здесь нужно понимать, что на тот момент фэнтези не рассматривалось как серьезный жанр. Лишь десятилетия спустя придет осознание, что книги Толкина оказали огромное влияние на мировую культуру XX и XXI веков. За отцом «высокого фэнтэзи» последуют многие другие писатели, в том числе создательница «Гарри Поттера» Джоан Роулинг.
Толкина включат в число самых великих британских писателей. Хотя сам профессор наверняка негодовал бы, если бы узнал, что его имя стало частью массовой культуры.
Матэрыял падрыхтаваны пры падтрымцы Міністэрства замежных спраў Чэшскай рэспублікі ў межах праграмы Transiton Promotion.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное