«Дзержинский — наш идеал? Мы категорически с этим не согласны и требуем признания преступного характера таких действий»

Бобруйская православная епархия намерена добиваться канонизации священников, расстрелянных за преданность вере во времена большевистского и сталинского террора.

В том, что церковь признает убитых священников мучениками за веру, сомнений в епархии нет, а вот светского увековечения их памяти, считают здесь, придется ждать долго.

Пока Бобруйская епархия подала в комиссию по канонизации Белорусской православной церкви сведения только об одном убитом священнике — Павле Сяубе. Его расстреляли по приговору "тройки" 16 февраля 1938 года. Перед арестом он крестил младенца. Священника обвинили в "антисоветской деятельности" и "участии в контрреволюционной кулацкой организации".

— В православном вероучении последний подвиг — определяющий. Он верил, что если не пойдет крестить, то сохранит жизнь себе, но тогда, возможно, младенец умрет некрещеным. Он был уверен, что его арестуют — тогда, в 1937 году, надеяться было не на что, — объясняет глава епархиального отдела канонизации святых отец Дмитрий.

По его словам, епархия готовит сведения в комиссию еще на четырех убитых священников. Процесс канонизации чрезвычайно длительный, говорит он, так как требует точных свидетельств безукоризненного служения вере. Сколько было уничтожено священников в 20—30-е годы прошлого столетия на территории епархии, точно пока не установлено.

— Сто одиннадцать человек — это только священников. Практически во всех случаях в приговорах были записаны и простые прихожане. Если говорить о мирянах, то это тысячи человек. Пока за них ведутся лишь поминальные службы, — отмечает отец Дмитрий.

Долго ли придется ждать увековечения памяти мучеников за веру в светской жизни?

— Для того чтобы состоялось общественной признание, — говорит он, — необходима определенная позиция власти, чтобы она дистанцировалась от того, что происходило в те страшные годы. А когда сейчас говорят определенные структуры, что Дзержинский — наш идеал, то мы категорически с этим не согласны и требуем признания преступного характера таких действий.

В Бобруйске, на площади Победы, установлен памятный знак жертвам массовых репрессий. В прошлом года на Дмитровские Деды к нему со свечами от Свято-Николаевского собора, чтобы почтить память безвинно убитых, собирались дойти четверо активистов. Их задержали, а позже признали виновными в несанкционированном политическом шествии.

Председатель бобруйской организации Объединенной гражданской партии Виктор Бузинаев говорит, что в методах противостояния власти с обществом мало что изменилось с 20—30-х годов прошлого столетия, поэтому мучеников за справедливость и веру не будет в Беларуси меньше ни в религиозной жизни, ни в светской.

— В 37—38-м годах их расстреляли бы, сейчас же — только оштрафовали. Если бы были развязаны руки, то и расстреляли бы. Они же не думают о своем народе, о его будущем, а только о собственной безопасности и власти, — говорит он.

В защиту активистов выступила Бобруйская православная епархия. Священники просили, чтобы судья Татьяна Тарабуева учла то, что молодых людей задержали около церкви со свечами на Деды, и чтобы подошла к рассмотрению дела деликатно. В результате активистам присудили по 700 тысяч рублей штрафа.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)