Дрозд: «В будущих учебниках истории про начало этой войны будет написано, что Россия и Беларусь напали на Украину»

Историк — про две разные Беларуси, о которых сложно понять украинцам.

— С 2014 годы белорусская оппозиция и общественные активисты стояли на стороне Украины — той её части, что вышла на Майдан, — пишет Змитер Дрозд. — Во всех существующих на тот момент кампаниях, партиях, движениях, насколько я знаю, только считанные единицы встали на сторону антимайдана, «крымнаша», но для них это и стало концом их оппозиционной деятельности. Есть граждане, которые тогда перешил на сторону белорусского режима и начали активную борьбу со «змагарами» (т.е. начали борьбу с белорусскими — антилукашенковскими активистами) наравне с «бендеровцами».

Практически на каждой разрешенной и неразрешенной акции с 2014 года была украинская символика, плакаты в поддержку Украины, осуждение российского нападения на Украину. Уже на День воли-2014 активисты «Европейской Беларуси» вышли с растяжкой «См...ь кремлёвским оккупантам!», за что были осуждены даже самими организаторами шествия и правозащитниками, посчитавшими, что такие лозунги не допустимы. Белорусские активисты ездили на Майдан, выступали там, одним из трёх первых погибших там был белорус Михаил Жизневский, люди выходили к украинскому посольству, возлагали там цветы... За это они получали штрафы и «сутки».

События 2020 года показали, что сотни тысяч человек (а за всё время протестов счет идет на миллионы человеко-часов и десятки тысяч человеко-километров)  вышли на улицы Беларуси, не признав итоги «выборов». Тогда для подавления протестов Лукашенко бросил не только милицию, ОМОН, но и армию.

Счет людей, получивших «сутки» и штрафы, идет на десятки тысяч. Более тысячи человек получили уголовные сроки, часто огромные. Точное число тех, кто находится сейчас в тюрьмах по итогам тех протестов, наверно, никто сейчас не знает. Как и то, сколько десятков тысяч человек были уволены с работы или вынуждены были уехать из Беларуси. Точно неизвестно и число погибших. Официальная пропаганда называла участников протестов «нацистами», «фашистами» и т.п.

Поэтому сейчас, как бы кто не хотел изобразить единство, существуют две Беларуси (хотя в каждом из противостоящих лагерей в отношении этой войны возможны исключения, сомнения и даже переходы из лагеря в лагерь): Беларусь официальная во главе с Лукашенко (в украинских СМИ его называют «самопровозглашенным президентом») и Беларусь анти-Лукашенко. Первая полностью подчиняется приказам из Москвы и участвует в войне против Украины. Вторая, как и стояла все эти 8 лет, стоит на стороне Украины, но не обладает ни властью, ни силой, ни даже минимальной возможностью как-то повлиять на события.

Увы, украинские флажки на аватарках и участие в антивоенных акциях — это максимум. Впрочем, и за это в Беларуси привлекают к ответственности.  Украинцам сложно это понять, но власть в Беларуси существует сама по себе, и у белорусского народа, в отличие от Путина, нет никаких рычагов влиять на неё.

Впрочем, в будущих учебниках истории про начало этой войны вполне справедливо будет написано, что 24 февраля 2022 года Россия и Беларусь напали на Украину. А вот чем эта война закончится, сейчас не знает никто.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(56)