Филин

Яна Соколова

Дракохруст: «Что, где, когда, кому продать — это не на раз-два-три щелчком делается»

Почему данные о заблокированном экспорте в ЕС и США, озвученные Головченко, отличаются от официальной статистики — Филин обсудил с политическим обозревателем Юрием Дракохрустом.

— Экспорт товаров и услуг в ЕС и США в прошлом году составил $14,24 миллиарда. Это данные посольства Беларуси в Брюсселе и Белстата, — обращает внимание эксперт. — Премьер-министр Роман Головченко в интервью Al Arabiya заявил, что санкции Запада заблокировали экспорт в страны Евросоюза и Северной Америки в объеме $16-18 млрд в год. Эта сумма потерь существенно больше, чем то, что было экспортировано в прошлом году, когда санкции еще действовали, но далеко не все.

Полагаю, в этом есть политический элемент, потому что до последнего времени мы слышали «да что нам санкции, это ничего не значит, мы могучие, за нами Россия, за нами великий Китай, мы все преодолеем». И тут правительство признает, что треть экспорта Беларусь теряет. Это огромные деньги.

Обратите внимание на последние заявления Лукашенко, что санкции — это война с Беларусью. Это уже отход от линии, что «это нам ничто». Вспомним, как в марте на встрече с Путиным он говорил, что мы ОДКБ соберем, ЕАЭС, забудем про санкции.

Сейчас линия меняется на противоположную. В первые месяцы войны потери преуменьшались. Сейчас, возможно, они даже преувеличиваются для того, чтобы народу показать, что Запад вас грабит и таким образом объяснить снижение доходов.

Второй момент — это разговор с русскими. Показывают цифры: видите — мы теряем, и нас Запад душит — за вас, мы же вам дали территорию, вы тут стреляли, наступали, так вы помогите.

Собеседник «Филина» не исключает, что белорусским властям удастся достичь своей цели — получить помощь от России. 

— Расчет такой: проси больше — дадут меньше. Понятно, что не Мишустин будет принимать решение. Торги с Москвой за деньги идут не на уровне Головченко, а на уровне Лукашенко-Путина.

— Можно ли перекрыть убытки от экспорта в США и ЕС переориентацией на страны Востока, как это намерены сделать власти?

— Что-то можно, но в общем-то эти рынки не резиновые. Если товары шли по этим путям, а не по тем, то не случайно. Когда это прекращается, то, во-первых, надо будет больше платить или меньшую цену просить за свой товар для того, чтобы привлечь нового покупателя.

Второй момент — время. Многолетние контракты с покупателями калийных удобрений — это были отработанные схемы. Что, где, когда, кому продать — это не на раз-два-три щелчком делается. Тем более, определенная логистика, шли разговоры несколько месяцев, что Клайпеду перекрыли, мы построим с русскими в Ленинградской области терминал через год-два. А до этого на верблюдах везти в Индию? Через Украину не повезешь сейчас.

То есть нельзя сказать, что крах-катастрофа, не продадут ни грамма калийных удобрений. Но на $ 16 млрд найти нового покупателя быстро и ему втюхнуть, не думаю, что быстро возможно. Это будут большие потери для экспорта.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(18)