Экономика
Юлия Иванко

Доказательство того, что Лукашенко тянет нас на дно

Смелый в высказываниях глава государства боится на деле проявить политическую волю в вопросе, который надо было решить еще минимум 10 лет назад.

Белстат опубликовал печальную статистику. В январе—августе нынешнего года сумма чистого убытка убыточных организаций промышленности составила 23,4 трлн. рублей. По среднегодовому курсу Нацбанка это составляет полтора миллиарда долларов США!

По сравнению с аналогичным периодом 2014 года сумма убытка выросла в 4,4 раза, уточняет Белстат.

Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич в недавнем интервью «Беларускай праўдзе» поделился своими размышлениями о том, что мешает нашей экономике прогрессировать.

— В прошлом году около 700 миллионов долларов чистой прибыли дал «Беларуськалий», 300-400 миллионов долларов дала нефтепереработка. Огромные убытки приносят МАЗ, «Гомсельмаш», БелАЗ — в стране около 20 крупных убыточных госкомпаний. Но есть и высокорентабельные предприятия. Все плохо, потому что убыточных предприятий в принципе не должно быть: их либо продают, либо банкротят, либо санируют. В стране на складах более чем на 2 миллиарда долларов лежит неликвида, выпущенного предприятиями машиностроения и другими убыточными отраслями, — вот что гробит экономику. Когда говорят о структурной перестройке, имеют в виду прекращение выпуска товаров, которые не конкурентноспособны на рынке. А работа на склад — это самое настоящее преступление. Недавно Лукашенко сказал, что доля зарплаты в себестоимости продукции небольшая; тогда лучше платить зарплату 200, 300, 500 долларов безработным, и не тратить ресурсы на электроэнергию, на транспортные расходы, на материалы, на комплектующие, – отметил Станислав Богданкевич.

Самое смешное, что и сам Александр Лукашенко как будто понимает, какой сектор тянет белорусскую экономику вниз. Еще в 2005 году он отмечал, что государственную поддержку ежегодно получают практически одни и те же предприятия.

– Вкладываем в них огромные средства, но отдачи особой не видим. Хотя ради них иногда вынуждены затягивать пояса… Последний год мы обращаемся к этому вопросу. Больше ни о какой финансовой поддержке предприятий речи быть не может — они должны сами работать, зарабатывать деньги. Мы не можем ежегодно из бюджета отрывать от ветеранов, пенсионеров, студентов, врачей, учителей, военнослужащих. В бюджете лишних денег нет, — заявил в 2005-м глава государства.

Однако на практике власти продолжили тратить деньги на убыточные производства. Расхождения в заявлениях и делах длятся по сей день.

Так, в конце апреля во время ежегодного послания белорусскому народу и Национальному собранию Александр Лукашенко сказал:

– Поддержка предприятий, которые объективно не нужны рынку, — это прямое омертвление ресурсов. Ликвидация отстающих предприятий не трагедия. Это здравый смысл. Выигрывает тот, кто первым сворачивает неперспективное производство и создает новое направление и новый вид продукции. Это и решит проблему занятости населения, и стабилизирует экономику.

Однако двумя месяцами ранее Совмин почему-то не вспомнил о здравом смысле, когда едва ли не втихаря принял решение об индивидуальной господдержке 106 предприятий.

Вот и выходит, что смелый в заявлениях Александр Лукашенко на деле боится проявить политическую волю в важном экономическом вопросе. И большинство белорусов продолжают оплачивать его нерешительность.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)