Дневник войны, глава 75. «Память – это оружие. И, возможно, намного сильнее, чем ядерные боеголовки»
Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая одиннадцатый месяц вторжения российских войск.
Год начался страшно. Один черный день сменяет другой. Только заканчивается трехдневная скорбь за жертвами одной трагедии и тут же начинается новая.
Днепр, Бровары. Теперь за этими городами стоят страшные события и десятки жертв.
Это тяжело. Это опустошает и сковывает. Ты из человека превращаешься в какой-то комок горя, впавший в анабиоз вечной грусти, с солью и болью вместо глаз.
Еще и новости с фронта, как российские варвары на востоке Украины стирают буквально в пыль город за городом, применяя тактику выжженной земли. Но украинские воины держатся. Не выдерживает бетон.
Практически каждый день в новостной ленте моих социальных сетей попадается видео-реквием по погибшим украинским воинам. Многие из них заканчиваются фразой «Светлая память. Не простим, отомстим». И здесь важно понимать, что речь идет не о жестокой животной вендетте, а о восстановлении справедливости – защищая свой дом от непрошенных гостей с оружием мы имеем право на праведный гнев.
Еще несколько лет назад в память о погибших говорили фразой-клише «Герои не умирают!». И каждый раз эта фраза погружала меня в некий когнитивно-диссонансный ступор.
Герои умирают. Еще как умирают. В том то и дело, что Украина в этой войне теряет цвет нации, лучших из лучших!
В отличии от российской стороны, где за деньги воюют, кроме прочих, убийцы, воры и насильники. Для них война – лучшее, что сними случилось в жизни. Есть случаи, когда военные РФ попадали на нее дважды – были два раза в плену. Это какое понимание ценности собственной жизни нужно иметь, чтобы после удачного шанса выжить, прийти на встречу со смертью снова? Да и, собственно, ради чего?
Фраза «Герои не умирают» кажется мне фразой обесценивания. Такими часто грешили в СССР, где человек был просто винтиком в системе. «Настоящие мужчины не плачут», «Все можно вытерпеть», «Сильные боли не чувствуют»…
Украинское общество, к счастью, хорошо понимает важность фраз, которые несут в себе национальную идентичность. Так, например, в 2018 году парламент официально принял приветствие «Слава Україні» в ВСУ и полиции. И похоже, мы сейчас проходим период переосмысления фразы «Герои не умирают».
За этой фразой стоит бесценная человеческая жизнь, прожитая история, уникальная судьба. Это не безликое и обобщенное имя нарицательное во множественном числе. Это не статистика. Это не цифры. Это – ЧЕЛОВЕК, который записал свою жизнь в летопись мироздания, мирового порядка. И его хронология жизни – это хронология истории Украины и мира.
Герои умирают, но мы обязаны помнить каждого. В Киеве, возле Михайловского собора есть стена памяти. На ней – фотографии и имена тех, кто погиб в российско-украинской войне, начиная с 2014 года, с оккупации Крыма и Донбасса.
Такие стены памяти есть и в каждом украинском городе. И первым делом, что делали российские военные, оккупируя украинские города – уничтожали эти стены.
Потому, что память – это оружие. И, возможно, намного сильнее, чем ядерные боеголовки, которые Украина добровольно отдала в обмен на гарантии безопасности в том числе России.
Герои умирают, но мы будем помнить каждого. И пока мы помним – мы в безопасности и у врага нет шансов.
И еще. Никто из героев не грезил о холодной жизни в блиндажах. У них были и остаются свои мирные планы на эту жизнь.
– На этой войне мы все гости по факту. Просто я понимаю, что сейчас нужно отвоевать право на жизнь у тех, кто по какой-то причине захотел, чтобы я умер и моей страны не было. Вернусь, почту память погибших, найду себе жену и начну жизнь с чистого лица.
Деньги – это мелочи. Никакая сумма денег не гарантирует спасение твоей жизни. И чтобы получить зарплату, нужно сначала до нее дожить. Месяц «на нуле» – это бесконечность, когда сбиваешься со счета, сколько раз прощался с жизнью. Да и деньги все по факту идут на амуницию или автомобиль, который здесь не предмет роскоши, а расходный материал, что может существовать всего несколько дней.
Если бы мне кто-то несколько лет назад сказал, что я буду на фронте, я бы не поверил. Помню, как ехали и взглядом впивался в дуло нашей БМП и думал еще: «Вот это антураж. Неужели это все по-настоящему?». Я дал клятву служить украинскому народу. На мне обязанность. Для меня это честь, – рассказывает знакомый из ВСУ.
Еще не прошел и месяц 2023 года, а горя украинцы испытали уже как за целый год. Но мы знаем ради чего горюем. Чтобы наступило завтра, нам нужно сцепить зубы сегодня. Ну, и уже по традиции: «Ліхтарик на лоба і поїхали!»
Читайте еще
Избранное