Общество

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 56. Украинский Ренессанс

Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая девятый месяц вторжения российских войск.

Фото автора

Война многое забирает. Самая большая утрата – это человеческие жизни. И не только на поле боя, а и в тылу.

Российские оккупанты прямой наводкой из танка расстреливают жилой дом просто потому, что на нем висит украинский флаг. А недавно демонстративно повесили женщину-медсестру за фразу «Херсон – це Україна».

Российские военные бомбами и пулями хотят лишить украинцев самоидентификации. Но по факту только способствуют национально-коллективному курсу психотерапии «Я – українець/ка».

Мне это напоминает борьбу за право быть собой девушки в современном патриархальном мире. Когда такое естественное право самой ответить на вопросы «Кто я?» и «Что для меня лучше?» у тебя злодейски отбирают.

Когда на каком-то семейном празднике собирается вся родня, и условный дядя Петя, который появляется только на похоронах или на свадьбах, сразу лезет к тебе с вопросами и псевдомудростью жизни: «А что ты все еще одна? Ну, а есть хоть кто-то? А когда замуж? Как не хочешь? Не выдумывай, все хотят! А когда дети? Нужно как минимум двух! Как не хочешь? Ты же женщина! Ты обязана! Второе высшее? У тебя какие-то проблемы, что всю жизнь учишься? Тебе семья нужна! Ты уже должна борщи мужу варить! Как не умеешь? Ты же женщина! Ты должна!» 

В его глазах, если ты до 30 лет не вышла замуж – ты никто. Если живешь не так, как он – ты никто. Если живешь лучше, чем он – ты никто и выскочка.

Эта аналогия применима и на геополитические отношения. Россия столетиями варварски отбирала у Украины право самой отвечать на вопрос «Кто я?», подсовывая идентификацию то какого-то меньшего брата, то бедного родственника, то во всем зависимой колонии, то вовсе обезличивая.

Но благодаря нынешней войне мы успешно прошли курс психотерапии по самоидентификации и начинаем эпоху Украинского Ренессанса. Мы успешно возрождаем свою самобытность и больше никогда не позволим надевать на нас маски чужого племени и чужой культуры.

Никогда ранее я не слышала в Кривом Роге столько украиноговорящей молодежи. Когда здороваешься с соседями на украинском языке, то никто на тебя уже не смотрит как на инопланетянку.

Украинские школьники, которые вынужденно выехали, с утра и до обеда учатся офлайн в заграничных школах, а с обеда и до вечера – онлайн в украинских. Потому, что знать свою историю и язык – это архиважно. Потому что они планируют возвращаться домой, в Украину.

Украинское радио никогда ранее не было настолько украинским. У нас появилось много новых талантливых исполнителей, а также мы вспомнили и про тех, кто был незаслуженно забыт. Также в магазинах теперь играет не безликий lounge, а колоритная «Горить-палає техніка ворожа».  

Класс креативной индустрии стал абсолютно украиноговорящим. Расцвел наконец-то и украинский Youtube всех жанров. Более того, многие увольняются с работы, чтобы открывать свои каналы и заполнять пробелы качественным национальным продуктом.

Открываются книжные магазины, в которых книги на украинском языке занимают 100% продукции. Наконец-то в 2022 году украиноговорящий украинец в Украине может читать книги на украинском языке! И притом, это не канонические хрестоматийные произведения, это свежие мировые новинки, успевшие стать бестселлерами. Теперь украинцы могут быть полноправными участниками, например, читательского клуба Опры Уинфри и держать руку на пульсе мировой читательской моды.

Люди, которым повезло выжить и спастись от российской оккупации, переехав в относительно безопасные регионы страны, первым делом идут записываться на курсы украинского языка. Потому, что жить в Украине и не знать украинского языка – стыдно. Потому, что говорить на одном языке с оккупантами, которые убивают, насилуют и грабят – это противно.

На фронте украинские военные, говорящие днем на русском языке, с приходом темноты автоматически переходят на украинский. В кромешной темноте формы не видно. Только лишь язык может быть идентификацией свой-чужой. «Мова – це кордон. Мова – це зброя». 

С 2000 года, каждый год, 9 ноября, в День украинского языка и письменности, украинцы пишут радиодиктант национального единства. 2022 год не стал исключением. Только в этом году – это не просто акция объединения, а это акция сохранения нашей идентичности, идентичности десятков миллионов украинцев. Название диктанта очень символическое – «Твій дім». И многие украинцы, которые писали радиодиктант, были, к сожалению, лишены своего дома. Но они не лишены своего будущего, за которое борются те, кто писал радиодиктант в окопах.

Также сейчас активно возрождается мода на украинскую аутентичную кухню, одежду, кино, книги украинских авторов, национальные исторические украшения, предметы интерьера. Сейчас я живу в эпоху, когда знать свое и быть самим собой – архиважно. И это бесценно!

Украина была, есть и будет!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(28)