Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 50. «Утром восхищаюсь, как Киев превратился в Дикий Запад с отважными ковбоями, а вечером не знаю, как дышать»

Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая вторжение российских войск.

Фото: автора

Иногда я думаю о том, какой бы была моя жизнь, если бы я все же решилась на выезд из военной Украины в мирную Европу. Это тяжелые мысли. И не потому, что жизнь беженцев – это не сахар, а потому, что я не вижу себя без Украины.

За границей намного страшнее, чем в Украине. Я даже не могу себе представить, что бы я чувствовала в чужой стране, вдали от дома.

Ракеты над головой – это не страшно. Здесь, в Украине, украинцы каждый день имеют контакт с реальностью. И они уже научились в этой реальности жить. Порог страха можно проиллюстрировать фразой с криворожского чата во время очередной ракетной атаки на город: «И это все?! Ну, такой себе бабах. У меня даже кот не проснулся».

И это не от того, что мы уже игнорируем опасность. Это от того, что мы уже создали для себя классификации и уровни опасности, знаем, как на них реагировать в зависимости от ситуации.

– Люди, которые выехали, проконтактировать с реальностью не могут. У них есть информационный ресурс и опыт людей, например, из Бучи, Мариуполя, Ирпеня. Примеряя это на себя, они увеличивают уровень виртуального страха и опасности, который придумали себе в голове. И, как правило, надуманный страх является намного опаснее и страшнее, нежели происходящие события в реальности. В жизни любого живого существа на планете реальная опасность составляет всего лишь 10-15%. Все остальное – выдуманный страх, построенный на «а вдруг» и «а что, если», – говорит психолог Лариса Дидковская.

Мои друзья спустя несколько месяцев после полномасштабного вторжения все же выехали за пределы страны. Сейчас их жизнь стоит на паузе. До весны возвращаться в Украину они не планируют. При этом им очень хочется домой.

– Я сейчас в безопасности. Если ты захочешь или надумаешь вместе с кем-то выехать, я могу здесь, в Германии, со всем помочь. Пожалуйста, обращайся ко мне. И прошу тебя, пожалуйста, береги себя, – говорит мне моя подруга, которая сейчас живет в маленьком немецком городке.

Я поблагодарила, но в очередной раз отказалась. Дома я живу, а не существую. Пускай и с ракетами.

Другие знакомые выбрали строить жизнь за границей. Уехали в марте в Чехию. Нашли работу в местной больнице. Живут в общежитии семейного типа для сотрудников медучреждения. Там им выделили комнату в трехкомнатной квартире, в которой живут беженки из Одессы и Тернополя.

Учат язык, подтверждают диплом, получают зарплату, платят налоги. Дети учатся онлайн в украинских вузах. Но как только карта воздушных тревог Украины становится красной, обрывают телефоны оставшихся дома родственников, которые обустроились в коридоре и спокойно спят.

Безусловно, у меня есть эмоциональные качели. Утром я восхищенно наблюдаю, как Киев превратился в настоящий Дикий Запад, где отважные ковбои-полицейские с ружья ювелирно приземляют российско-иранские дроны с 50 килограммами взрывчатки. А вечером не знаю, как заставить себя дышать после истории с погибшими в столице.

Среди завалов дома, куда прилетел дрон-камикадзе, спасатели обнаружили тела молодой семейной пары. Их нашли в объятиях друг друга. Она была на шестом месяце беременности. Накануне он общался с хозяйкой квартиры, в которой они жили, в которой они спали в то фатальное утро, и успокаивал ее тем, что в одно место два раза не прилетит…

Я тоже знаю звук пролета и прилета дрона-камикадзе. Я не раз слышала его по ночам во время воздушной тревоги. И меня не так переполняет чувство страха, как злость. Я злюсь, что страна-террорист возомнила себя вершителем человеческих судеб.

Лучше всего злость снимается донатами на ВСУ. А еще сладким сном ближе к утру, когда звучит сигнал отбоя воздушной тревоги. Свой сон в теплой и мягкой кровати я им не подарю. Даже, если ночью были взрывы. Чувство любви к себе больше, чем злость на террористов. Они не помешают мне жить мою жизнь.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.4(30)