Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 142. Дать своим детям будущее

Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабного российского вторжения. На этот раз о том, как это – учиться во время войны.

Класс в укрытии. Иллюстративный снимок

Когда я четыре месяца жила во Львове, то гуляла в парке возле университета имени Ивана Франка (один из самых давних университетов Восточной Европы). На фронтоне здания есть надпись на латыне: Patriae decori civibus educandis. Дословно означает: «Освічені громадяни є окрасою Батьківщини».

В этом убеждаешься, точнее, в зеркально-антонимическом смысле фразы, когда пересматриваешь многочисленные видео в сети с российскими военнопленными, где на вопрос украинской стороны о том, зачем они незаконно пересекли границу независимого государства, те отвечают: «Мне доярка в деревне сказала, что здесь нацисты». Или: «Хотел заработать, раздать долги». Или: «Нам угрожает НАТО». При том что, когда просят расшифровать аббревиатуру, они не знают, что сказать.

Школа, в которой я училась, разбомблена российской ракетой. И она такая в Кривом Роге, как и по всей стране, не одна, к сожалению.

Несмотря на это, с 1 сентября тут планируется сделать смешанную форму занятий и понемногу выводить детей из онлайна. Потому что учеба во время войны – это важно. Рискованно, но важно.

В Киеве из 420 школ 417 имеют надежные укрытия. Таким образом, около 240 тысяч киевских школьников с 1 сентября 2023 года будут учиться оффлайн.

Я уверена, что решение отпустить своих детей в школу во время войны далось родителям нелегко. Но они взяли эту ответственность на себя. Они приняли решение дать свои детям будущее, а не интеллектуальную инвалидность.

Вопрос безопасности, конечно, не единственное препятствие на пути к знаниям. Человеческий мозг не мультизадачный. Когда он формирует новые нейронные связи, поглощая, новую информацию и опыт, не может отвлекаться на раздражители в виде стресса или угрозы жизни. Он либо программирует себя на выживание, либо концентрируется на новых задачах, становясь уязвимым.

И учеба это ведь не только про детей. Учиться нужно всю жизнь, а особенно, когда война отнимает у тебя работу, нужно менять квалификацию и быть конкурентоспособным.

Я тоже стараюсь держать себя в тонусе. Но даже во время баллистической угрозы, сидя в коридоре и держа на коленях ноутбук, пытаюсь учиться и проходить образовательные курсы на платформе Дія. Освіта. И иногда заполнять тесты приходиться под взрывы.

Учиться сейчас трудно. Память отказывается запоминать новую информацию. Но спасение в этом – регулярность. Даже 20 минут в день помогают держать учебные навыки более-менее в тонусе.

Фото: автора

Поэтому, нужно отдавать себе отчет, что учебный процесс сейчас в Украине – это прецедент. Мы не только выживаем, мы еще учимся, выгрызая себе будущее. Интеллектуальное будущее.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(13)