Дневник войны, глава 142. Дать своим детям будущее
Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабного российского вторжения. На этот раз о том, как это – учиться во время войны.

Когда я четыре месяца жила во Львове, то гуляла в парке возле университета имени Ивана Франка (один из самых давних университетов Восточной Европы). На фронтоне здания есть надпись на латыне: Patriae decori civibus educandis. Дословно означает: «Освічені громадяни є окрасою Батьківщини».
В этом убеждаешься, точнее, в зеркально-антонимическом смысле фразы, когда пересматриваешь многочисленные видео в сети с российскими военнопленными, где на вопрос украинской стороны о том, зачем они незаконно пересекли границу независимого государства, те отвечают: «Мне доярка в деревне сказала, что здесь нацисты». Или: «Хотел заработать, раздать долги». Или: «Нам угрожает НАТО». При том что, когда просят расшифровать аббревиатуру, они не знают, что сказать.
Школа, в которой я училась, разбомблена российской ракетой. И она такая в Кривом Роге, как и по всей стране, не одна, к сожалению.
Несмотря на это, с 1 сентября тут планируется сделать смешанную форму занятий и понемногу выводить детей из онлайна. Потому что учеба во время войны – это важно. Рискованно, но важно.
В Киеве из 420 школ 417 имеют надежные укрытия. Таким образом, около 240 тысяч киевских школьников с 1 сентября 2023 года будут учиться оффлайн.
Я уверена, что решение отпустить своих детей в школу во время войны далось родителям нелегко. Но они взяли эту ответственность на себя. Они приняли решение дать свои детям будущее, а не интеллектуальную инвалидность.
Вопрос безопасности, конечно, не единственное препятствие на пути к знаниям. Человеческий мозг не мультизадачный. Когда он формирует новые нейронные связи, поглощая, новую информацию и опыт, не может отвлекаться на раздражители в виде стресса или угрозы жизни. Он либо программирует себя на выживание, либо концентрируется на новых задачах, становясь уязвимым.
И учеба это ведь не только про детей. Учиться нужно всю жизнь, а особенно, когда война отнимает у тебя работу, нужно менять квалификацию и быть конкурентоспособным.
Я тоже стараюсь держать себя в тонусе. Но даже во время баллистической угрозы, сидя в коридоре и держа на коленях ноутбук, пытаюсь учиться и проходить образовательные курсы на платформе Дія. Освіта. И иногда заполнять тесты приходиться под взрывы.
Учиться сейчас трудно. Память отказывается запоминать новую информацию. Но спасение в этом – регулярность. Даже 20 минут в день помогают держать учебные навыки более-менее в тонусе.

Поэтому, нужно отдавать себе отчет, что учебный процесс сейчас в Украине – это прецедент. Мы не только выживаем, мы еще учимся, выгрызая себе будущее. Интеллектуальное будущее.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное