Дневник войны, глава 131. «На собственном опыте проверено – искусство лечит, а родное искусство – возрождает веру в чудеса»
Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабной российско-украинской войны.
Спустя несколько дней после трагических событий в Одессе в сети снова обсуждали возможный подрыв россиянами ЗАЭС. И, кстати, больше шутили, чем паниковали.
– Порекомендуйте, пожалуйста, хороший SPF-крем от атомного загара! – украинский юмор, что никогда не иссякнет, какая бы драма не происходила вокруг.
Снова и снова наша психика выбирает защитную реакцию разрядки смехом, нежели разрушающую эмоцию страха и апатии. Мол, даже если и умрем, то хоть посмеемся – смех ведь продлевает жизнь. Правда, не настолько, конечно, как неработающий холодильник, что спас главного героя от ядерного взрыва в одной из кино-частей легендарного «Индианы Джонса».
Смех и чувство радости блокируют стресс и выработку кортизола в организме. А значит, у мозга будет больше шансов принимать рациональные решения в экстремальных условиях. Так что смеяться не только приятно, но еще и полезно.
К слову, о полезном. Учитывая, что Россия пугает Украину уже второй год подряд ядерным апокалипсисом, украинцы проводят курсы оказания первой медицинской помощи. Так сказать, имеем планы на будущее.
К сожалению, одну ядерную трагедию украинцы уже пережили. Чернобыльская катастрофа затронула не одно поколение и внесла свои изменения в генетический код нации, как фигурально, так и буквально.
Украинская нация прорабатывала эту травму поколений в литературе: в университете целый семестр учила цикл Чернобыльского творчества.
В психологии есть метод – арт-терапия – когда все переживания выплескиваешь на бумагу в виде рисунков. Ученые его считают одним из самых эффективных методов работы со свежей травмой. Не знаю, догадывалась ли об этом художница Мария Примаченко, когда создавала 30 лет назад свой цикл работ про Чернобыль, но сегодня ее творчество можно считать мультидисциплинарным.
С одной стороны – это образец психологической фиксации событий очевидца-современника. С другой – наследие изобразительного искусства, в котором соединены живопись и графика, напоминающая средневековые бестиарии и манускрипты. И к слову, довольно дорогого искусства: год назад одну из картин Примаченко продали на аукционе за 500 тысяч долларов.
Также в свое время самым большим ценителем работ украинской художницы был Пабло Пикассо. Он сам не раз говорил, «что преклоняется перед талантом этой гениальной украинки».
Пример Марии Примаченко напоминает, что искусство является не только безусловной радостью создания чего-то шедеврального, но также служит неотъемлемым элементом жизни, который дает надежду, силу и веру в будущий день. Поэтому, когда я была в Киеве, то решила, что на фоне всех разговоров о подрыве россиянами ЗАЭС, полезным будет посетить выставку художницы.
«Во все времена, вопреки обстоятельствам, Мария рисует, так что и мы не должны опускать руки. В искусстве Марии Примаченко есть зерно той жизни, которая несмотря ни на что все же стремится прорастать и возрождаться, преодолевая сопротивление реальности. Только тот художник, который страстно желает жить, даже в непроглядной тьме способен уловить наименьшие рефлексы света и цвета. У Марии их хватит всем», – акцентирует кураторка выставки, Татьяна Волошина.
Выставка организована в Национальном центре «Украинский Дом» и насчитывает сто работ художницы из коллекции киевского искусствоведа Эдуарда Дымшица. Один зал посвящен рефлексиям художницы на пережитые горе и скорбь в том числе из-за Чернобыльской катастрофы.
Второй зал знакомит с уникальными фантастическими существами и цветочными декоративными панно.
Главное, на чем всегда акцентировала в своих работах Мария Примаченко, что добро непременно победит зло. Думаю, за жизнеутверждающими смыслами в такое нелегкое время и приходят многочисленные посетители выставки.
Также на собственном опыте проверено – искусство лечит. А родное искусство – возрождает веру в чудеса.
Мария Примаченко: «Роблю сонячні квіти, бо люблю людей, роблю на щастя людям, щоб квіти мої були, як саме життя народу, щоб люди жили, як квіти цвіли б на всій землі».
Читайте еще
Избранное