Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 125. «Ты как?»

Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабной российско-украинской войны. В этот раз – рассказывает, как побывала на выставке, которая возвращает в травмированное прошлое. Но становится легче.

«Ты как?» – самый популярный вопрос в Украине на протяжении уже больше полутора лет.

Недалеко прилет – «ты как?»

Бессонная ночь – «ты как?»

Прошло 40 дней, как погиб знакомый – «ты как?»

Приехали посмотреть пустырь, где раньше был дом – «ты как?»

Всего два слова, на которые порой не хватит и дня, чтобы ответить, а порой просто нет слов, только молчание в ответ. На этот вопрос можно отвечать по-разному. В том числе и изобразительным искусством.

«Ты как?» – название выставки и дискуссии в Украинском доме, в самом центре украинской столицы. Этот вопрос организаторы адресуют и зрителю, и художнику, и искусству, и миру.

Основу выставки составляет архив искусства военного времени. Его начало – дата полномасштабного вторжения России в Украину. Сбор архива завершится в день отмены военного положения в Украине. Хронологический принцип стал ведущим в идее подачи выставки.

Так, первые два этажа экспозиции посвящены событиям конца осени 2022 года, зиме и весне 2023 года. В это время происходят ракетные обстрелы и блэкауты, героическая оборона Бахмута, учеба украинских военных в странах-партнерах. Это часть выставки про разнообразие состояний, многоголосье мысли и движения.

«…Фотографии разрушенных домов после ракетных ударов – это могло случиться с каждым из нас. Дистанция между телами сокращается, фотографии с деоккупированных территорий – это мог быть каждый из нас.

Через экраны телефонов мы притрагиваемся к этим изображениям, что навсегда запечатлятся в нашей коллективной памяти. Вместе мы переживаем каждую новую трагедию, что стремительно находит свой отпечаток в искусстве. Слова исчерпываются, в голове – только образы.

За окном – гудение генератора, шахида, взрыв. Все изображение к тому же имеют свой звук… Это общий поиск нового языка для новой реальности», – подчеркивает одна из авторов выставки Анна-Мария Кучеренко.  

Вот полотно, выполненное смешанной техникой Алексеем Саем, с названием «Разбомбленное»:

Третий этаж посвящен событиям лета и начала осени 2022 года. В это время происходила деоккупация Харьковщины и части Херсонской области, возвращение части пленных, стали очевидными случаи похищения украинских детей. Быт начал нормализоваться в условиях военного времени.

Здесь серия фоторабот Яны Кононовой, на которых задокументирован один из самых страшных эпизодов войны России против Украины – эксгумацию массовых захоронений на деоккупированной части Харьковской области.

В своей работе автор гуманно направляет внимание зрителей на тех, кто проводил эксгумацию и увидел последствия нечеловеческой жестокости собственными глазами:

Четвертый этаж – это март-май 2022 года. Произошла деоккупация Киевщины, Житомирщины, Сумщины и Черниговщины. Города становятся волонтерскими штабами, курсируют эвакуационные поезда. Жизнь без возможности оглянуться назад и без возможности планировать будущее.

Здесь на входе встречает полотно Саши Рошена с названием «ВПО» (внутрішньо переміщена особа) – человеческий силуэт, помещенный в коробку Новой Почты.

В этой части экспозиции также привлекает внимание серия работ Вероники Моль про село Ягодное Черниговской области. 28 дней россияне держали всех жителей села в подвале местной школы. Это доказательство геноцида с места преступления.

Российский сухпай и фото двери школы с записанными именами погибших, российская инструкция к лекарству и разбомбленный жилой дом.

В страшные события возвращает и серия работ Саши Курмаза.

На одном из этажей возле полотна в человеческий рост, на котором изображен украинский военный, я встретила девушку. Она сидела на полу, упираясь спиной в стену и плакала.

– Там подпись: «Портрет отца»… Мой папа уже больше полугода числится без вести пропавшим. Я не знаю, как мне жить. Я не знаю, как могу ему помочь, если он еще жив! А если… – это ее ответ на вопрос этой выставки.

Пятый этаж экспозиции – 24 февраля 2022 года и первые недели полномасштабного вторжения. Это пространство практически свободное от искусства. Личное присутствие становится определяющим. В тишине, в молчании, в точке полномасштабной войны мы попадаем в воронку, начинаем преодолевать густое и плотное время.

Здесь находится работа Леси Хоменко и Миколая Хиляка «Воздушная тревога».

«Во время резиденции воздушная тревога, как правило, формировала процесс работы – нужно прекратить работать и бежать к укрытию. Поэтому незавершенное произведение – наиболее точный образ времен войны», – подписана работа художников. 

Также на пятом этаже размещено огромное полотно, на котором каждый может написать свои мысли и впечатления от выставки. Больше всего запомнились три подписи, что произвольно уловил мой взгляд:

«Радію кожному ранку попри все» 

«Не боюсь відчувати»

«Здається, більше нічого не боюся» 

Эта выставка напомнила мне поход к психологу. Иногда нужно вернуться в травмированное прошлое, чтобы стало легче.