Дмитриев: «Вы спросите школьников, студентов. Что они предпочли бы делать по окончании учебного заведения? Маршировать или владеть базовыми IT-навыками?»

Политик — о том, как белорусскому образованию вырваться из изоляции.

Андрей Дмитриев

— Накануне 1 сентября белорусская власть по традиции озаботилась проблемами образования. 23 августа Лукашенко провел соответствующее совещание, а 24-го прошла целая коллегия администрации президента в БГПУ, — напоминает Андрей Дмитриев в авторской программе Краткий формат. — Пересказывать ту тягомотину, которую чиновники несут, — дело неблагодарное.

Официальные отчеты — это просто набор клише и банальных фраз: «улучшить», «углубить», «повысить», «не допустить». Из конкретики, пожалуй, я могу обратить внимание только на то, что Лукашенко приказал проработать четкие правила поступления в вузы, в основе которых должна быть личность ученика. Ну, хорошо хоть не военрука.

Политик предлагает вспомнить предыдущие попытки «вертикали» усовершенствовать белорусское образование.

— Что запомнилось больше всего? Во-первых, чехарда с продлением, сокращением сроков обучения, переход на 10-бальную шкалу оценок. Введение централизованного тестирования, обязательное ношение школьной формы, с которой до сих пор носятся, восстановление начальной военной подготовки, тотальная идеологизация всей системы образования, запрет на непрерывное высшее образование.

Дмитриев напоминает, что сразу после назначения на должность в феврале этого года новый министр образования Андрей Иванец первым делом отметил, что во главе угла стоят вопросы, которые связаны с сохранением исторической памяти и патриотизмом.

— Таким образом, едва ли остается загадкой, что имеют в виду чиновники от образования, когда говорят о необходимости поставить в центр внимания личность ученика.

Вы ученика спросите. У школьников, у студентов. А что они предпочли бы делать по окончании учебного заведения? Маршировать и разбирать автомат с закрытыми глазами или владеть базовыми IT-навыками, умением презентовать, английским языком?

Политик обращает внимание на смелое заявление замглавы администрации президента Игоря Луцкого, который сказал, что белорусскому образованию обеспечено стабильное финансирование, а учащимся и педагогам оказывается социальная поддержка.

— Не знаю, с какой стати чиновник делает такой смелый вывод, потому что кампания pobory.by, которую я инициировал в 2021 году, показала, что в белорусских школах продолжается постоянный сбор денег с родителей. На все, что угодно — на ремонт классов, на закупку учебного и рабочего инвентаря.

Также Андрей Дмитриев высказался о зарплатах учителей, которые, по заверению Луцкого, стабильны.

— Например, по статистике на конец завершившегося учебного года, в мае 2022-го года средняя начисленная зарплата по стране составила 1573 рубля 40 копеек, а в системе образования она составила 1153 рубля 40 копеек.

То есть педагогический работник в мае получил зарплату на 420 рублей меньше, чем люди получали в среднем по стране. По современным меркам деньги немалые, практически средняя пенсия.

Получается, наши учителя кушают поменьше, одеваются попроще и отдых свой проводят поскромнее, но при этом проводят тяжелую педагогическую работу и загружены по самое горло посторонними функциями.

Так что если говорить о переменах в образовании, то нужно говорить, как вырваться белорусскому образованию из изоляции, как стать частью мировой образовательной системы, Болонской системы. Как сделать так, чтобы ученик после окончания школы чувствовал, что он готов к взрослой жизни. А не готовить ученика к тому, чтобы быть удобным к той жизни, которая уготована ему властью, — заключает политик.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(20)