«Диеты не рекомендую. Самое безопасное мясо – это свинина»

В рубрике «Закрытый прием» экс-директор Института переливания крови рассказал, почему после трех часов дня не ест и не пьет, в каких случаях предлагал женщинам делать аборт и где помогают стволовые клетки.

ДОСЬЕ «КП»

Иван Петрович Данилов - 88 лет, доктор медицинских наук, профессор, гематолог. Возглавлял Институт переливания крови, кафедру пропедевтики внутренних болезней Минского мединститута, работал в Институте радиационной медицины.

В начале 90-х вернулся в родной Институт переливания крови, где трудится до сих пор.

При его поддержке защищены две докторских и 18 кандидатских диссертаций. Автор более 400 печатных работ, шести монографий, 14 изобретений и 6 публицистических книг. Некоторые из них - «Неудобная история», «История не из учебника» - выдержали несколько тиражей.

***

Во время Отечественной войны ему прострелили правое легкое. С тех пор орган функционирует лишь на треть.

Это и определило профессию будущего доктора, который вначале лечил туберкулезных больных и исследовал другие заболевания легких, а спустя годы стал гематологом и руководил Институтом переливания крови. В свои 88 Иван Петрович свеж и подтянут, продолжает работать, писать книги, уверяя, что это не чудеса медицины, а заслуга генетики.

- Иван Петрович, а разве образ жизни не в счет? Раскройте секрет: как вам удается так хорошо выглядеть?

- Я веду здоровый образ жизни: правильно питаюсь и стараюсь много двигаться. От электрички до дачи в Радошковичах два километра иду пешком. Сосед, тоже профессор, но на 15 лет меня младше, порой предлагает подвезти. Но я отказываюсь.

Мне в сентябре исполнится 89, но, как видите, я подвижен. И это притом, что во время войны, 19-летним пареньком, я был тяжело ранен в правое легкое.

После я был связным, меня арестовали и везли на расстрел. Спасибо белорусскому полицаю, который не убил меня во время побега. Все это я подробно изложил в своей первой книжке «Записки западного белоруса».

Из-за ранения еще в молодости я бросил курить - мне это было категорически запрещено.

- Может, поэтому вы и в 88 лет трудитесь, тогда как когда другие еле дорабатывают до пенсии…

- Меня, пенсионера, оставили в Институте переливания крови, предложив заниматься гемофилией, которую молодые врачи не жалуют. Потому что эти больные в основном калеки, которые вечно жалуются, недовольны и вряд ли подарят вам коробку конфет. И я лет 20 возглавлял лабораторию свертывания крови и гемофилии. Это тяжелое заболевание - кровоизлияние в суставы - которое калечит людей. Это болезнь мальчиков, женщины являются лишь носителями патологического гена.

Я разработал методику профилактики заболевания: предложил беременным, у которых в роду есть больные гемофилией, проходить обследование и при обнаружении болезни у будущего ребенка в первый месяц беременности делать аборт. Но всего три женщины согласились пройти обследование, остальные отказались, надеясь на авось. Они еще не знали, что часто мужья уходят от женщин, у которых ребенок становится таким инвалидом.

Будучи в Америке я узнал, что там такую профилактику тоже не проводят: что Бог послал, должно существовать.

«Из-за обильных месячных у женщин может развиться дистрофия»

- Вы занимались и проблемой скрытой анемии, от которой многие лишь отмахиваются, считая ее несерьезной.

- Анемия чаще развивается у женщин из-за обильных менструаций, которые в норме не должны быть дольше трех-четырех дней. Если они удлиняются хотя бы на день - происходит постепенное истощение запасов железа в организме и нарушается образование гемоглобина и эритроцитов. Ткани недополучают кислорода и других питательных веществ. Наступает так называемая дистрофия – нарушение питания, из-за чего в первую очередь страдает мозг и умственные способности.

- Иван Петрович, расскажите про лейкоциты, которые отвечают за наш иммунитет. Раньше считали, что если они выше нормы - значит, в организме воспалительная реакция. Если ниже - скрытое хроническое заболевание. Теперь говорят, что выросло целое поколение белорусов с пониженным количеством лейкоцитов в крови, и это вроде как нормально…

- Некоторые объясняют это тем, что мы стали меньше болеть инфекционными болезнями, а если и болеем, то тут же принимаем антибиотики. Не секрет, что загрязнение воды и воздуха может вызывать скрытую интоксикацию и тоже угнетать образование лейкоцитов.

Понижение числа лейкоцитов может быть и при болезнях печени. Или если происходит хроническое отравление организма, например, на заводе парами бензола или у тех, кто работает с асфальтом. Либо человек постоянно принимает разные лекарства, в том числе от головной боли.

- А это может возникнуть от постоянного сидения у компьютера?

- Это не доказано, но я думаю, может. Надо больше бывать на свежем воздухе, гулять.

- А как еще помочь своему организму?

- Безусловно, для повышения иммунитета нужно есть достаточно белковых продуктов: мясо, морепродукты, рыба, яйца. Да, это холестерин, но в определенных дозах он человеку необходим для выработки защитных антител. Иначе начнутся частые болезни. В орехах и бобовых другой белок - растительный, но на нем далеко не уедешь.

«После трех часов я не пью и не ем»

- Получается, что много холестерина - плохо, но и мало - не лучше. Короче, диеты не рекомендуете?

- Не рекомендую. Однажды увидел, как моя младшая дочь, которая живет в Америке, выбрасывает желтки. Я возмутился, а она мне, как и вы, про холестерин талдычит.

Я собрал эти желтки и испек пирог. Потом переубедил ее, что все должно быть в меру. Она не ела свинину, только говядину.

- Так говорят, что она полезнее, в ней железа много.

- А вы слышали про коровье бешенство? Нет, если варить ее три часа, то можно и не заразиться, но есть же и другие способы обработки. Я считаю, что самое безопасное мясо - это свинина, всю жизнь ее и ем.

Что мы ели студентами? Черный хлеб, сало и сладкий чай. Я до сих пор покупаю на рынке свежее сало и сам его солю. Вот, смотрите - оно у меня в пол-литровой банке в холодильнике. На обед буду есть яичницу с салом. А еще щи из капусты и плов - обед у меня плотный.

- Но говорят, чтобы жить долго, нужно есть мало.

- Лет 20 назад у меня выстроился новый режим питания: я ем два раза в сутки и перестал ужинать. Потому что потом плохо сплю. Часа в два-три дня я плотно обедаю и до утра к еде и воде не притрагиваюсь. Лишь таблетку вечером запиваю двумя глотками кефира.

- Но есть ведь хочется, как дожить до утра?

- Бывает, дочь начинает кашеварить, запахи аппетитные из кухни распространяются. Я тогда убегаю в свою комнату и ложусь читать либо иду на прогулку. Зато в семь утра я плотно завтракаю.

«У меня никогда не болело сердце»

- У меня первая группа крови и пониженное число тромбоцитов. Да, у меня повышенная кровоточивость после операций, но пониженный риск закупорки сосудов. Зато никогда не болело сердце.

Мой приятель профессор Гулько, который заведовал кафедрой лечебной физкультуры Медуниверситета, организовал для пенсионеров кружок под девизом «Умереть стоя». Он проповедует здоровое питание, активный образ жизни и быструю ходьбу. И все меня подгонял: мол, неправильно идешь - медленно. Но в последнее время я его уже обгоняю, ведь у каждого человека в определенный период жизни свой ритм.

Другой мой приятель, профессор Горбачев, написал ценную книгу «Здоровое сердце - долгая жизнь», где на странице 243 указал основные факторы, которые укорачивают человеку жизнь. Это высокое артериальное давление и повышенный уровень холестерина в крови. Онкология - это другое. Например, доказано, что рак молочной железы передается по наследству.

- Многие сейчас спорят: зря ли Анджелина Джоли удалила грудь?

- Не зря. Она удалила самый рискованный для нее орган. Образно говоря, плацдарм, на который теперь не сможет высадиться вражеский десант. Хотя гарантий нет - болезнь может проявиться и в другом месте, например в яичниках. Но риски она снизила.

- Получается, риски можно снизить везде? Например, если правильно питаться, то можно понизить количество холестерина в крови.

- Не всегда, наследственное повышение холестерина в крови трудно управляемое. У моего коллеги все в семье умирали рано. Он стал профессором, защитил докторскую диссертацию, но в 56 лет умер от инфаркта, другими словами - от избытка этого наследственного холестерина. Притом что он знал о проблеме, был подтянутым, соблюдал диету, но не помогло.

Хотя у большинства людей повышенный холестерин - это приобретенная проблема, которая возникает от переедания, малоподвижного образ жизни и игнорирования своего давления, которое иногда не чувствуется.

- А с какой наибольшей глупостью, которая приводила к катастрофе, вам приходилось сталкиваться?

- Это алкоголизм. Он сокращает жизнь на 15 - 20 лет. Брошенные дети при живых родителях - это в основном дети алкоголиков. Недалеко от 9-й больницы есть школа для умственно-отсталых детей, я как-то проходил мимо, присел на скамеечку и много чего услышал от молодой преподавательницы. Брошенные и умственно-отсталые дети - это страшно.

Знаете, моей младшей дочери в детстве поставили диагноз - рак. У нее на шее остались остатки эмбриональных тканей, которые не атрофировались, а начали расти. Слава Богу, операция прошла успешно. В подростковом возрасте ей сделали прививку от полиомиелита, смотрим, а дочь одну ногу тянет. Страданий нам хватило. И это притом, что семья у нас была хорошая, у нас никто не пил, не курил. А когда родители-алкоголики сознательно пропивают здоровье будущих внуков, не говоря уже про детей - это просто преступление. «Мальчик, которого он спас, пришел его убивать»

- Вы хорошо питаетесь, а это в наше время недешево…

- Мне хватает. Как ветеран, я получаю повышенную пенсию - три с половиной миллиона рублей, плюс миллион с небольшим за свои четверть ставки в институте переливания крови.

- А что вы сейчас исследуете?

- Я работаю в лаборатории стволовых клеток, которые добывают из пуповинной крови.

- Правда, что они помогают при лечении рака?

- Помогают. Например, детям, больным раком крови. А вот для взрослого одной дозы мало, берут вторую, но это уже стволовые клетки другого человека, и смешение порой не дает нужного результата.

Но и случаи бывают разные, порой дикие. Коллега-гематолог из Англии на конференции в Москве рассказывал, что мальчик, которого он спас, спустя годы пришел его убивать. За что, его ведь вылечили от рака крови?! Это так, но вначале облучили все его клетки, в том числе и репродуктивные. Его спасли, но детей у него быть не могло. И он пришел отомстить врачу.

Я интересовался, как решают эту проблему теперь у нас. Оказалось, что если облучение и химиотерапия предстоят подростку, то его сперму замораживают, чтобы использовать в будущем.

Знаете, в гематологии и онкологии нельзя включать эмоции, тут надо не чувствами, а делом помогать.

- Иначе, наверное, можно сойти с ума от огромного количества чужого горя...

- Именно поэтому так немного желающих стать онкологами. А вот в роддомах, где начинается новая жизнь, ситуация обратная. Они сами хвалятся: мол, работаем ночами, а выглядим прекрасно! Все потому, что рождение новой жизни, в отличие от нашей профессии, - это прекрасная эмоциональная подпитка и повод для оптимизма.

МЕНЮ ОТ ПРОФЕССОРА ДАНИЛОВА

- Люблю трехминутные яйца всмятку, которые рекомендую людям с ослабленным иммунитетом или после болезней. У меня всегда в холодильнике начищена морковь. Я режу ее большими кусками, пару минут томлю в микроволновке, чтобы стала мягкой и на завтрак запиваю ее ряженкой. В моркови много витамина А, который повышает иммунитет и сопротивляемость организма при бронхитах, астме и всех заболеваниях легких. Сырой ведь много не съешь, тяжела она для моего желудка. Еще люблю творог с яблочным повидлом, которое прекрасно готовит теща моего внука - кандидата медицинских наук.

Очень важно есть мясо с овощами. Грузины сочетают мясо с большим количеством овощей и зелени и живут дольше

И обязательно - и утром, и перед обедом - я выпиваю два-три глотка вина, которое заготавливаю на даче из дикого винограда.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)