Политика
Татьяна Гусева

«Диагноз» белорусам: не верят, боятся, но хотят перемен

Вместо того, чтобы нежиться на пляже или, как все нормальные белорусы, полоть сорняки на огородах, оппозиция этим летом вынуждена вылавливать оставшихся в городе несчастных и сообщать им о том, что в стране выборы.

Какой «диагноз» поставили белорусам известные политики, почему их гонят от магазинов, и как изменились настроения в обществе после президентских выборов?

«Улада вінаватая, што людзі нікому не вераць»

Лидера движения «За Свободу», экс-кандидата на президентских выборах 2006 года Александра Милинкевича на пикетах по сбору подписей народ узнаёт, хотя в прошлой президентской кампании политик не участвовал. Тем не менее, в его поддержку отдают подписи не только сочувствующие демократам, но и электорат Лукашенко.

— Ключавое слова, якое падштурховае людзей ставіць подпіс у маю падтрымку, гэта «перамены», — поделился с корреспондентом «Салідарнасці» Александр Милинкевич. — Гэтае слова купляе і прыхільнікаў улады, і апазіцыі, і абыякавых людзей. Абсалютна ўсе хочуць пазітыўных пераменаў. Калі нядаўна, перад выбарчай кампанiяй, мы праводзілі сацыялагічнае апытанне ў розных акругах, высветлілася, што больш за 70 % хочуць эканамічных пераменаў, а палітычных на 10 % менш. Гэта таксама вялікі зрух у грамадстве. Людзі разумеюць, што эканамічныя перамены звязаны з палітычнымі і наадварот. Аддаюць подпісы, што прыемна, нават тыя, хто не падтрымлівае дэмакратаў, але хацелі б, каб ва ўладзе былі розныя думкі, была дыскусія. На выбарах 2006-га і ў 2008-ым падыходзілі на пікетах агрэсіўныя людзі, якія абражалі. Цяпер тыя, хто нас не падтрымліваюць, ціха праходзяць міма.

У той самы час мяне непрыемна ўразіла тое, што велізарная колькасць людзей не верыць нікому: ні ўладзе, ні апазіцыі, ні выбарам. Такое апатычнае грамадства ў краіне, дзе столькі праблемаў, якія трэба вырашаць. Гэта вельмі кепска. Не апазіцыя давяла людзей да такога стану. Улада вінаватая, што яны нікому не вераць. Каб праводзіць рэформы, вельмі патрэбная мабілізацыя грамадства. Трэба думаць, як нам з гэтага стану выходзіць. У постсавецкай Літве, Польшчы людзі былі на ўздыме, ім было лягчэй рабіць пераўтварэнні. Вельмі важна сказаць людзям, што ёсць тыя, хто ведае, як рабіць перамены. Нашая задача — пераканаць у гэтым беларусаў.

Члены инициативной группы Милинкевича, выставляя пикеты по сбору подписей, сталкивались с проблемами. Из магазинов выходили представители администрации и требовали, чтобы организаторы пикета ушли.

— Мы казалі, што ў краіне ўжо дэмакратыя, — улыбается политик. — І паказвалі пасведчанні ад акруговай камісіі.

И хотя лидер движения «За Свободу» уже собрал необходимую тысячу подписей, он намерен продолжить общаться с народом. Так что придется торговле потерпеть оппозиционера до 13 августа – последнего дня, когда окружные избирательные комиссии принимают документы от инициативных групп.

Как сборщика подписей активиста «Говори правду!» хотели напоить

Один из лидеров «Говори правду!» Андрей Дмитриев не понаслышке знает, как собирают подписи в поддержку активистов кампании.

По его мнению, главная проблема в том, что выборы в нашей стране назначаются то на жаркое лето, то на вьюжную зиму.

— На мой взгляд, это делается властью, чтобы народ не заметил выборов. Сейчас многие узнают о том, что в стране парламентская кампания, от нас. Власть активно работает на неучастие белорусов в выборах.

В нынешней непредсказуемой ситуации, когда белорусы не знают, что будет с зарплатами, повторится ли девальвация, среди наших соотечественников достаточно высокий процент аполитичных людей, считает Дмитриев.

— Белорусы не верят в то, что эти выборы что-то изменят. Во время президентской кампании-2010 многие надеялись, что можно изменить ситуацию... Но практически все, кто открывает дверь членам инициативных групп активистов «Говори правду!», подписываются за их выдвижение. Люди поддерживают идею, что должно быть другое развитие страны и пытаются хоть как-то помочь тем, кто что-то для этого делает.

Как отмечает собеседник, после выборов 2010 года вырос уровень страха в обществе.

— Это связано и с неопределенностью. Люди не понимают, что будет завтра.

Однако даже в такой безнадеге с активистами кампании «Говори правду!» приключаются забавные истории. Например, недавно сборщика подписей в Смолевичском округе пригласили зайти в дом, закрыли дверь, поставили перед ним бутылку самогона и, как в фильме «Кавказская пленница», сказали: «Пока не выпьешь – не выйдешь». Правда, за выдвижение претендента в кандидаты подписались. Пришлось ему, бедняге, два часа доказывать, что не может он пить при исполнении.

Так же, как и Милинкевича, активистов кампании гоняют с пикетов заведующие магазинов. Спасают звонки в Центризбирком.

Как лидера БНФ не пускал в подъезд противник оппозиции

Председателя партии БНФ Алексея Янукевича избиратели его округа совсем не боятся. Даже страшное слово БНФ не действует. А всё потому, что он свой, местный, и не первый раз баллотируется по округу.

— У пераважнай большасці людзі рэагуюць пазітыўна. — рассказал политик. — Нельга сказаць, што ёсць варожасць ці насцярожанасць. Такіх, хто кажа «не трэба нам БНФ», яўна менш, у параўнанні з папярэднімі кампаніямі. Але засмучае, што ў дамах людзей вельмі мала. Бывае, праходзіш пад’езд, а там некалькі чалавек усяго.

Калі казаць пра настрой, то з аднаго боку, адчуваецца больш незадаволенасці цяперашнім станам рэчаў, уладамі. Разам з тым прысутнічаюць абыякавасць і нявер’е ў тое, што нешта можна памяняць.

Мяне прыемна здзіўляе, калі сустракаем беларусаў, надзвычай абазнаных у тым, што адбываецца ў дэмакратычным лагеры. Яны задаюць пытанні, як журналісты, якія штодня сочаць за ўсімі падзеямі.

Однако не все рады, когда люди из БНФ приходят в их дом. Вот один мужичок лет 60-ти пробовал не пустить Алексея Янукевича и его команду в свой подъезд. Дядьке объяснили, что он мешает сбору подписей в рамках избирательного кодекса и нарушает закон. После обещания вызвать милицию противник оппозиции сдался.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)