Комментарии
Владимир Тарасов, «Белорусы и рынок»

Диагноз Беларуси поставил еще основоположник марксизма

Нашу модель описал еще Фридрих Энгельс в письме Йозефу Вейдемейеру 12 апреля 1853 года, то есть более чем полтора века назад.

В письме Ф. Энгельс обсудил причины поражения революции 1848-1849 годов и, в частности, описал, что произойдет, если коммунистическая партия будет вынуждена взять власть в то время, когда для создания социализма еще не будет условий.

"...В таком случае под давлением пролетарских масс, связанные своими собственными, в известной мере ложно истолкованными и выдвинутыми в порыве партийной борьбы печатными заявлениями и планами, мы будем вынуждены производить коммунистические опыты и делать скачки, о которых мы сами отлично знаем, насколько они несвоевременны", – написал Ф. Энгельс.

Это и есть точный диагноз, который можно поставить происходящим в Беларуси событиям.

Слова Ф. Энгельса как будто написаны по поводу денежно-кредитной политики в Беларуси вообще и валютного кризиса 2011 года в частности.

Действительно, в порыве предвыборной борьбы руководство Беларуси запланировало увеличение заработной платы до 500 USD. Для осуществления этих планов оно было вынуждено печатать деньги и скачкообразно увеличивать зарплату в 2010 году примерно в 1,5 раза. И, перефразируя Ф. Энгельса, о том, что повышение зарплат несвоевременно, было отлично известно.

То есть имеющие место в Беларуси странности денежно-кредитной политики нельзя считать случайными ошибками. Это следствие вполне сознательной установки на проведение коммунистических опытов, которые не называются коммунистическими, пожалуй, только потому, что это слово за годы советской власти было дискредитировано.

Опыты начались, собственно, еще в 1917 году, но если в большинстве бывших республик СССР они были прекращены в 90-е годы прошлого века, то в Беларуси до сих пор продолжаются попытки построения социализма, хотя уровень экономического развития страны для этого явно недостаточен. Только планка обещаний в Беларуси пониже, чем в СССР. Глава КПСС Никита Хрущев обещал коммунизм к 1980 году, а у нас к 2010 году было обещано только 500 USD зарплаты.

Принципиальная установка на отказ от современных стандартов организации капиталистической экономики, несмотря на крах описанных выше экспериментов, ничуть не изменилась. Конечно, руководство Беларуси, похоже, наконец-то усвоило, что проводить денежную эмиссию для увеличения зарплат не стоит. Но это не значит, что оно отказывается от других опытов и планов совершить скачок в светлое будущее.

В настоящее время президентские и правительственные эксперты, которые разрабатывали предыдущие эксперименты, напряженно работают над новыми. И, кстати, от взятых президентом в ходе предвыборной борьбы планов по увеличению заработной платы в текущей пятилетке до 1 тыс. USD никто не отказывался. Поэтому можно ожидать сюрпризов и в сфере денежно-кредитной политики.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)