«Дело БЕЛТА». Даже год спустя главные вопросы остаются без ответа
За прошедший год так и не выяснилось, кто инициировал «дело БЕЛТА», зачем и почему именно в тот момент, пишет аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Вадим Можейко на Naviny.by.
Ведь формальные основания (незаконное использование пароля для доступа на сайт БЕЛТА) были настолько непропорциональны действиям силовиков и последствиям (и для журналистов, и для Беларуси в целом), что в сухую юридическую канву дела мало кто верит.
Версии высказывались самые разные, и каждая имеет право на существование.
Например, поговаривали, что «дело БЕЛТА» могло стать результатом конфликта внутри власти — условных либералов с приверженцами политики «закручивания гаек» (или, как их еще называют, «голубей» с «ястребами»). Эта версия укрепилась после появления на портале TUT.BY вскоре после начала «дела БЕЛТА» двух интервью — министра иностранных дел Владимира Макея и посла Беларуси в Китае Кирилла Рудого. Общение чиновников с опальным СМИ выглядело достаточно демонстративно.
Или же это мог быть эксцесс исполнителя — отдельный силовик переусердствовал в своей бдительности и запустил карающую государственную машину, которая не знает обратного хода.
Наконец, инициаторам дела действительно могла стать директор БЕЛТА Ирина Акулович — карьерная медийщица из Могилева, которая возглавила государственное информагентство буквально за несколько месяцев до начала «дела БЕЛТА».
Впрочем, каким бы ни был истинный повод этого абсурдного дела, причина его очевидна.
Белорусские чиновники, судя по всему, воспринимают журналистов негосударственных медиа как досадливую помеху, которая своими неудобными вопросами и репортажами мешает спокойно работать.
Такое отношение регулярно проявляется в отношении представителей власти к негосударственным журналистам: им отказывают в предоставлении информации и оперативных комментариях (а то и обругать могут с использованием нецензурной лексики); их задерживают во время освещения уличных акций; их не аккредитовывают на мероприятия с участием официальных лиц…
Список длинный и постоянно обновляется, поэтому нет ничего удивительного в том, что в нем нашлось место и для «дела БЕЛТА».
Несмотря на финансовый и морально-психологический урон, нанесенный журналистам и редакциям, все фигуранты «дела БЕЛТА» работают на своих местах. Редакционная политика этих СМИ не поменялась, и они не только не потеряли своих читателей, но даже приобрели новых.
А вот для государства медиа-скандал аукнется еще не раз. Он надолго останется очередным пятном на репутации официального Минска, который не теряет надежды получить имидж миротворца.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное