Общество
Мара Нальшанская, Еврорадио

«Что ни скажи, будешь либо мракобесом, либо п*****сом»

Виктор Мартинович объясняет, в чем конфликт между оппозицией и гей-активистами и при чем тут спецслужбы.

Интернет-сообщество до сих пор обсуждает инцидент, который произошел во время "Чернобыльского шляха". У одного из представителей сексуальных меньшинств на шествии вырвали из рук радужный флаг. Из многочисленных комментариев можно прийти к заключению, что гей-активистов используют спецслужбы для дискредитации оппозиционных мероприятий и самой оппозиции. Почему так происходит, нам рассказал политический обозреватель, культуролог, журналист и блогер Виктор Мартинович.

Еврорадио: Почему наша оппозиция, которая якобы борется за свободу для всех, так не любит гей-сообщество?

Виктор Мартинович: Давайте помнить о том, что мы живем в стране, где слово "наклонять" является основной присказкой политической дискуссии. Это гомофобное общество и поэтому все обычные для западных стран дискуссии у нас обретают почти что характер гражданского противостояния, нездоровый характер.

Еврорадио: Но если бы наша оппозиция расслабилась и признала права гей-сообщества, иметь свое мнение о проблемах экологии и политики, то никакие спецслужбы использовать гей-сообщество для дискредитации не смогли бы. В чем тут дискредитация?

Виктор Мартинович: Лично я за то, чтобы уважать права сексуальных меньшинств. Я за то, чтобы легализовать канабис. Но это мои персональные взгляды, не совпадающие со взглядами на этот вопрос белорусского общества. К тому же, у этой дискредитации есть несколько стадий. Первая — когда представители сексуальных меньшинств выходят на шествие. Вторая — когда об этом шествии делается передача на БТ, и в этом отчете делается акцент не на том, что люди протестовали против строительства АЭС, а на том, то геи и лесбиянки (а де-факто в подаче белорусской пропаганды это означает "п*****сы") — заодно с белорусской оппозицией. И вот так просто это и надо воспринимать. Когда нет уважения к другим меньшинствам — национальным, когда даже белорусскоязычное меньшинство преследуется, ситуация, когда судят за попытку вырвать из рук флаг сексуального меньшинства, мне кажется манипуляцией. А когда спецслужбы начинают манипулировать какой-то темой, в обществе возникает ощущение, что этому надо противостоять. Таким образом, когда молодежные активисты вырывают флаг из рук сексуальных меньшинств, они словно не из рук сексуальных меньшинств вырывают его, а из рук спецслужб, для того чтобы предотвратить превращение "Чернобыльского шляха" в шествие п*****сов.

Еврорадио: А вам не кажется, то при желании БТ превратит "Чернобыльский шлях" в шествие п*****сов независимо от того, есть ли там представители сексуальных меньшинств? Почему тогда оппозиция в своих рядах так на это реагирует, она ведь не реагирует, например, на белорусскоязычных как на тех, кто дискредитирует?

Виктор Мартинович: Мне кажется, что есть ситуация усталости и раздражения. Есть ситуация нецивилизованности со стороны определенных группировок в оппозиции, которая так себя ведут. Однако, в отличие от остальных моментов, за которые я очень сильно критиковал бы оппозицию, я не могу сказать, что в данном случае я оппозицию не понимаю. Потому что мерзко так использовать сексуальные меньшинства — для дискредитации прежде всего не "Чернобыльского шляха", а идеи меньшинства как такового. Беларусь — это стран большинства. И общество отучивают от идеи, что меньшинства могут иметь какие-то права.

Для зрителей БТ понятие любого меньшинства сейчас будет вплотную ассоциироваться с ЛГБТ, и это очень мерзко. Характер этого заброса таков, что не повестись на него невозможно. Мы с вами, обсуждая эту тему, по-разному ее у себя провоцируем. Мы произносим вещи, которые могут быть использованы против нас, против наших понятий о цивилизованности. Это срабатывает потому, то людей, которые ездили по миру, которые понимают концепт равенства прав, очень не много. БТ смотрят простые нормальные необразованные люди. Для них появление на акциях представителей сексуального меньшинства — дискредитация этих акций.

Еврорадио: Что в таком случае делать представителям сексуальных меньшинств, которые, во-первых, считают, что они имеют право на существование, и во-вторых, неравнодушны к проблемам Беларуси, которых также волнует, например, что сидит Алесь Беляцкий?

Виктор Мартинович: У меня единственный все исчерпывающий совет: перестать вестись на рекомендации или помощь спецслужб. Создать ситуацию, в которой эта тема не будет восприниматься как тема противостояния спецслужб и общества. Один из комментариев к статье на "Нашей ниве", сделанный пользователем с ником Лявон Борщевский, очень подробно рассказывает, что эти мальчики и девочки с флагами гей-сообщества вышли фактически из машин правоохранительных органов, обеспечивающих порядок на митинге. Тот факт, что об этом пишется в комментариях, создает ситуацию неоднозначного отношения к представителям сексуальных меньшинств. Они должны быть очищены от подозрений в том, что фактически они являются марионетками и что ими манипулируют.

Я помню, как еще 5-6 лет назад на конгрессах демократических сил представителей сексуальных меньшинств выпускали вместе с большим чебурашкой — для белорусских спецслужб это одно и то же. Надо сделать так, чтобы они боролись за равенство сексуальных прав, а не были подозреваемыми в том, что фактически работают в интересах стабильности белорусского государства. Тогда по крайней мере у меня лично вопросов к ним не будет.

Еврорадио: А вам не кажется, что проблема дискредитации исчезнет в тот момент, когда мы как общество перестанем воспринимать присутствие геев рядом с нами как нечто позорное?

Виктор Мартинович: Я лично не вижу в этом проблемы. Но как мне объяснить это 9 миллионам, которые этого не разделяют? Я лично флаг из рук людей не вырывал бы, потому что я цивилизованный человек. Однако поставьте себя на место тех людей, которые это сделали. Во-первых, они административно уже наказаны...

Еврорадио: Но наказали молодофронтовцев, а пишут, что флаг вырывали футбольные фанаты. Что-то не сходится.

Виктор Мартинович: У меня тоже не сходится. Однако людей наказали за то, что они нетолерантно себя вели. Таким образом, можно говорить о том, что даже белорусская система принуждения заботится о правах сексуальных меньшинств и не заботится о других меньшинствах.

Еврорадио: Но ведь молодофронтовцев сажали и тогда, когда не было геев в шествии.

Виктор Мартинович: Это очень хорошая работа с общественным мнением, хорошая работа по искусственному созданию конфликтов. Это делается очень талантливо. Выбрана тема, в которой что бы за мнение ты ни высказал — ты будешь не прав, ты будешь либо мракобесом, либо п*****сом. В этом смысле белорусским спецслужбам можно позавидовать, что касается социальных технологий и социального инжениринга.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)