Что бывает, когда вместо мирных переговоров выбирают кровную месть

Телеграм-канал Письма к дочери — о чувстве, которое часто бывает взаимным.

— Случилось это во время одной из римских гражданских войн, когда генерал Луций Корнелий Сулла вторгся в Италию, чтобы изгнать из Рима захватившую власть партию популяров. Сулла считал, что у него для этого есть законные основания — на несколько лет популяры установили в Риме царство террора. Сотни, а может и тысячи политических сторонников Суллы и его друзей были убиты, а его жене и сыну чудом удалось спастись.

Одним из лидеров популяров был молодой Гай Марий, сын умершего за несколько лет до этого знаменитого полководца Мария. Сын не унаследовал отцовских военных талантов. Сражение Мария с Суллой закончилось для Мария полной катастрофой. Его войско было разбито. Немногие уцелевшие бежали в Пренесту, небольшой городок неподалеку от Рима, который армия Суллы взяла в осаду.

Можно было бы, конечно, ожидать, что, оказавшись в таком безвыходном положении, Марий попытается затеять какие-нибудь мирные переговоры.

Выторговать себе и остаткам своего войска что-нибудь полезное. Например, жизнь. Еще он мог обратиться к своим сторонникам с просьбой привести войска и попробовать снять осаду.

Но, молодой человек не сделал ни того, ни другого. То есть он написал письмо в Рим к своим сторонникам, но не с просьбой о помощи. В отправленном им письме был список тех, кого Марий подозревал в симпатиях к Сулле и кого надлежало немедленно казнить.

И знаешь, что интересно? Имея победоносную армию Суллы в паре десятков километров от Рима сенат не нашел себе лучшего занятия, чем политические казни. То есть вот, у них город не был готов к обороне, жители голодали и бунтовали, легионы переходили на сторону Суллы.

И, казалось бы, в этих условиях было бы разумно хотя бы не злить победителя лишний раз. Но нет. И Марий, и сенат воспользовались властью, которая у них еще оставалась, чтобы успеть казнить побольше народу.

Рим и Пренеста сдались Сулле без боя. Молодой Марий несколько дней прятался в пренестинских пещерах, но в конце концов покончил с собой. А Сулла, покончив с вооруженным сопротивлением, устроил в Риме собственное царство террора.

Ведь у него были свои списки.

Говорят, в общей сложности Сулла казнил не меньше сорока сенаторов и несколько тысяч человек рангом пониже, причастных к политическим репрессиям и нарушениям конституционной законности.

Так что, упиваясь местью, марианцам стоило бы, конечно, помнить, что жажда мести — это чувство, которое часто бывает взаимным. И что хорошо мстит тот, кто мстит последним.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.6(56)