Комментарии
Сергей Аверьянов

Чем хуже дела в Беларуси, тем лучше для России?

Информация о том, что Беларусь обратилась за кредитными ресурсами к ЕС, вызвала большой резонанс. В том числе в России. Там попытку Беларуси найти средства на Западе даже окрестили «антироссийским кредитом». Противостояние между союзниками заходит все дальше, и с каждым днем все очевиднее — чем хуже ситуация в Беларуси, тем лучше для восточной соседки. Что она и не считает нужным особо скрывать.

О том, что Беларусь обратилась к Евросоюзу с просьбой об оказании финансовой поддержки, журналистам сообщил министр финансов Андрей Харковец.   

Проблема не в том — даст нам ЕС денег или нет. А в резонансе, который это вызвало.

Первым, сразу после визита в Минск еврокомиссара по внешним связям и европейской политике добрососедства Бениты Ферреро-Вальднер, выступил российский «Коммерсантъ», заявив, что в ходе визита еврочиновница обнародовала условие предоставления финансовой помощи Беларуси: в обмен на кредиты, которые жизненно необходимы нашей стране, Минск должен продать европейским инвесторам ключевые промышленные объекты.

То есть обвинил Европу в реализации примерно такого же сценария, который здесь пытается реализовать сама Москва.

Если допустить, что Ферреро-Вальднер действительно говорила что-либо подобное, то европейскую внешнюю политику можно оценить как очень «топорную». Но практика показывает, что европейцы обычно действуют иными инструментами. Кстати, впоследствии Представительство Еврокомиссии в Минске опровергло эту информацию.

Но, видимо, есть стремление подать происходящие события в следующем ракурсе — все выглядит так, как будто Восток и Запад соревнуются между собой — кто за меньшую  сумму выданных кредитов откусит от Беларуси больший кусок.

Затем «Газета.Ру» опубликовала статью под названием «Белоруссия просит антироссийский кредит».

У некоторых комментаторов, чьи мнения отражены в ней, попытки нашей страны хоть как-то нормализовать отношения с ЕС вызывают неприкрытое раздражение. «Мы можем объяснить Лукашенко, что дрейф в сторону Запада лично для него окажется трагическим, он потеряет власть» — утверждает, например, президент Центра политической конъюнктуры России Константин Симонов.   

В общем, сдавайтесь нам, останетесь хоть с чем-то.

Итак, что мы имеем? В непростых для белорусской экономики условиях Россия ловит нас на «кредитный» крючок. При этом последний транш кредита в размере 500 млн. долларов, который Кремль Беларуси пока так и не дал, он хочет использовать именно для того, чтобы официальный Минск наконец-то заглотил наживку окончательно. То есть отдал все то, в чем заинтересован российский капитал.  

Если же кто-то еще захочет дать Беларуси денег, Москва рассматривает это как рыбалку в своих законных владениях. И возмущается. Отсюда и «молочные» войны, и заявления «Газпрома» о неполной оплате за газ, и все иные нюансы «союзных» отношений. Очевидно, что чем хуже дела в Беларуси, тем лучше для России. Тем больше шансов быстрее все схватить по дешевке.

И в сегодняшних условиях Москва даже не считает нужным особо это скрывать. Поцелуи закончились, и союзники начинают довольно ощутимо друг друга кусать.  

Хотя Россию тоже можно понять. Долгие годы Беларусь имела от нее довольно значительные преференции. Россияне сначала терпеливо ждали своего, потом стали аккуратно напоминать, потом настойчиво требовать. Это результат «эффективной» политики, которое на протяжении многих лет официальный Минск вел на восточном направлении. Не больше и не меньше. 

Хотя с Востока звучат и трезвые мнения — мол, если Россия хочет сохранить влияние в Беларуси, «пора смириться, что она — наш партнер, а не сателлит».

Да вот беда в том, что Кремль не умеет строить партнерские отношения. Он может только раздавать указания. И вся история России за десяток веков — лишнее доказательство этого тезиса. Надежда на то, что многовековой опыт удастся быстро перебороть, крайне мала. Так что надежд на равноправные партнерские отношения с Москвой в какой-то ближайшей перспективе практически нет.

Минску и так удавалось очень долго водить Россию за нос. В общем-то это должно было закончится. Теперь важно другое — удастся ли нам соскочить с почти уже заглоченного крючка? Или Россия все-таки вытащит нас из воды на берег?

Знаете, на месте Европы стоило быть дать Беларуси кредит. Хотя, к сожалению, по мнению аналитиков, возможности ЕС в этом направлении крайне ограничены.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)