Филин

Кирилл Иванов

Чем опасна машина времени имени Кочановой?

Несколько выводов о последствиях попыток жить по лекалам прошлого.

В ностальгических идеях Натальи Кочановой о том, как можно было бы закреплять на рабочих местах строителей, попутно стимулируя их труд концертами и статьями в прессе, нет ничего нового.

Чего, в конце концов, ожидать от чиновницы, вспоминающей с теплой грустью времена своей молодости, когда она раздавала по талонам нижнее белье работницам водоканала?

И все же, из этой истории можно сделать несколько выводов. К сожалению, все они неутешительны.

Во-первых, использование нематериальных стимулов в современной Беларуси практикуется с конца 90-х в сельском хозяйстве. От флагов, поднятых у правления бывшего колхоза в честь рекордных тонн вывезенной на поля органики, до концертов среди комбайнов в разгар жнива.

Сегодняшние районки от советских отличает только качество и цвет печати, на страницах все те же передовики производства: доярки, льноводы и строители года. У городских и районных администраций сверкают позолотой доски почета.

читайте также

Сейчас, судя по всему, советские практики планируют масштабировать на другие сферы — вряд ли все остановится на аграриях и строителях. Скорее всего, в первую очередь нужно приготовиться работникам бюджетной сферы.

Все та же Кочанова еще в 2016-м предельно ясно объяснила, к каким сюрпризам должны быть готовы работники госсектора, которых она назвала «государевыми людьми».

Инициатива чиновницы — это еще одно подтверждение того, что стоящие у руля люди в сложных ситуациях способны лишь на попытку повторения неэффективных практик из советского прошлого.  

Борьба с «тунеядцами», попытки заставить выпускников вузов дважды заплатить за учебу, работа в сельхозпредприятиях без права увольнения — это неполный список мрачных приветов из недавнего прошлого, который может пополниться новыми-старыми идеями.

Чем опасна машина времени имени Кочановой? Все эти идеи и во времена СССР были неэффективны и вредны для экономики. Но у советского строителя не было выбора — он мог быть только советским строителем.

Сегодняшний беларусский строитель, врач, фермер, учитель, спортсмен может уехать в поисках лучшей доли хоть в Польшу, хоть в США. Уже уезжают и будут уезжать.

Чтобы хоть как-то повысить КПД просроченных и не прошедших проверку временем практик, властям придется если не превращать страну в СССР 2.0, то максимально приближать ее к советскому идеалу.

Но беда в том, что даже попытки сделать это уже наносят тяжелый урон экономике и демографии. При этом не видно и намека на то, что кто-то собирается останавливаться на пути back in the U.S.S.R.