Чалый: «Беларусской экономике осталось совсем немного, чтобы целиком перестроиться под военные рельсы российской военной машины»

Аналитик — о том, почему Путину и Лукашенко выгодно, чтобы война не заканчивалась.

— В октябре прошлого года появились проекты России с трехлетним планированием. Бюджет на три года планировался, исходя из регулярного, безостановочного увеличения военных расходов, — напомнил Сергей Чалый на канале Беларусского расследовательского центра. — Я интерпретировал это однозначно: Россия собирается воевать не менее этого горизонта планирования.

Сергей Чалый

Я нашел и специальный отчет о военной экономике РФ: фактически весь экономический рост, который сейчас у них есть, связан с военной отраслью.  

Вообще говоря, рост экономики во время войны — не удивительный феномен. Так происходит. Например, я просмотрел графики подушевого ВВП в нацистской Германии. С 1933 года и вплоть до 1944 года отмечался последовательный рост военных расходов.

Другое дело, что это действительно были «пушки вместо масла». На потребительском рыке появлялось все большее количество эрзаца.

Для Путина сейчас вечная война — очень удобный способ политического существования, потому что благодаря этой вечной войне, даже независимо от того, с каким результатом все закончится, он получил то, что ему было нужно.

Вот тебе дедолларизация, деофшоризация, вот вся эта консолидация. Плюс иногда еще и национализация — деприватизация. Для этого специально создавался военный механизм, который позволяет за ненадлежащее исполнение военного заказа национализировать заводы. И один такой случай уже произошел со станкостроительным заводом.

Чалый, как и ряд экспертов, считает, что любое завершение войны для России будет подразумевать настоящий экономический коллапс, даже победа.

— Расходы на обеспечение, что называется, порядка, то есть на оккупационные войска, карательные отряды для борьбы с партизанами, будут просто безумными. Даже если вы оккупируете какую-то территорию. И уж тем более, если вы эту войну проигрываете.

Поэтому сойти с этих рельсов после завершения трансформации экономики и переориентации ее на войну будет крайне сложно. Будет крайне сложно найти какие-то новые источники роста при любом исходе, кроме одного — тупого бесконечного продолжения.

Вывод именно такой — Россия не можем себе позволить ни выиграть, ни проиграть. Ее экономика целиком направлена на длительный, с еще большими жертвами конфликт.

А беларусской экономике осталось совсем немного для того, чтобы целиком перестроиться под военные рельсы российской военной машины.

Я ранее предполагал, что после окончания войны Беларусь останется с избыточными мощностями, которые производят артиллерийские снаряды, что будет означать неизбежный экономический кризис.  

А если после окончания войны вас ждет неизбежный экономический кризис, значит, она должна продолжаться, — делает неутешительный вывод аналитик.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(12)