«Был и сумел остаться интеллигентом»

Лидеры мнений вспоминают первого руководителя независимой республики Станислава Шушкевича.

Андрей Дмитриев, политик:

— Его подпись перевела нас из Белоруссии в Беларусь. И, хотя этот путь оказался гораздо труднее, опаснее и длиннее, чем думали много лет назад, но то, что мы его начали, имеет судьбоносное, историческое значение.

Александр Фридман, историк, политолог:

— Сегодня умер Станислав Шушкевич – глава Верховного Совета Беларуси с 1991 по 1994 гг. и одна из ключевых фигур в истории Беларуси 20 века. И хотя режим Лукашенко уже почти 30 лет пытается вычеркнуть его имя из новейшей истории Беларуси, но эти попытки обречены на провал. Как один из могильщиков СССР и первый руководитель независимой Беларуси Шушкевич еще в 1991 году вошел в историю: и Беларуси, и Европы, и всего мира.

Андрей Стрижак, правозащитник:

— Из троих «могильщиков» СССР, подписавших Беловежские соглашения, в живых остался только экс-президент Украины Леонид Кравчук. Как оказалось, советскую империю закопали не очень глубоко, потому что ее призрак до сих пор бродит по своим бывшим владениям и это все тот же призрак коммунизма, о котором в свое время писал Маркс. Утопическая и умозрительная концепция, унесшая миллионы жизней.

Станислав Шушкевич стал первым руководителем независимой Беларуси, но не стал первым избранным президентом. Впоследствии его много критиковали за то, что не заключил союз с Позняком, прямо обвиняли в том, что именно при нем взошла диктаторская звезда Лукашенко. Однако история не терпит сослагательного наклонения. Как было бы, если бы политические элиты нашей страны вовремя рассмотрели опасность диктатуры, мы не знаем. Мы видим и знаем, как есть сегодня.

Сегодня мы прощаемся с человеком, который стал частью эпохи нашей страны. Покойтесь с миром, Станислав Станиславович. Где-то в Беларуси хранится Ваша книга, которую Вы подписали мне однажды. Я вернусь и перечитаю её.

Александр Кнырович, бизнесмен:

— Я голосовал за него на единственных честных президентских выборах 1994 года. Кебич был очевидным рудиментом БССР, Позняк отвращал от себя крайней степенью радикальности позиции (он и сейчас такой, только без популярности), Лукашенко... в моих глазах выглядел совершеннейшим демагогом, Жириновским нашего разлива, которого к реальной власти пускать нельзя.

Шушкевич выглядел интеллигентом... Потому и проиграл, 9,91%, проиграла и страна.

Я благодарен ему за Вискули и за наш безъядерный статус. Спасибо, Станислав Станиславович, хоть мы тогда и проиграли. Спасибо.

Игорь Скорынин, предприниматель, бывший ученый:

— Для меня Шушкевич — не политик, а преподаватель и организатор университетской науки. Я слушал его лекции, когда мне было двадцать, а ему пятьдесят. И кафедра ядерной физики, которой он руководил, была самой живой, самой динамичной и самой яркой на факультете. Но после второго курса, когда надо было выбирать специализацию, я в силу юношеских амбиций решил пойти не туда, а на «элитную» теоретическую физику, где собрались самые большие зануды физфака.

…Но что было, то было, теперь уже это неважно. Главное для меня то, что Станислав Станиславович был и сумел остаться интеллигентом. Это очень редкое и сильно недооцененное качество в наших краях.

Владимир Максимков, продюсер:

— В те далёкие героические годы, когда КВН был настоящим, со сцены мы пели такую песню:

«Четвёртые сутки на сессии жутко

Пылает страстями Верховный Совет.

Не падайте духом, профессор Шушкевич,

За вами стоит весь университет!»

Сяргей Дубавец, журналіст:

— Станіслаў Шушкевіч быў свабодным чалавекам. Дзівам апынуўшыся на чале Беларусі, ён паклаў канец СССР, узначаліў сваю краіну і зрабіў яе незалежнай і беларускай. Ніхто з намэнклятуры ні раней, ні цяпер, апыніся на ягоным месцы, ні за што не пайшоў бы на гэта. Свабоднасьць адрозьнівае юнака, здольнага на дзёрзкія ўчынкі, колькі б яму не было гадоў. Падобна, што С.Шушкевіч заўсёды быў у самаўяўленьні юніёрам — побач з С.Шушкевічам-бацькам.

Іншых уражвала, што ён ніколі ні ад каго не адгароджваўся плотам. А ён гэты плот дазваляў маляваць за надкушаны яблык ці белы шарык, напрыклад, і сам быў пэрсанажам кніг Марка Твэна, якія той пісаў «для хлопчыкаў ад 8 да 80». Вось што падумалася ў гэты дзень — свабода ў табе заўсёды юная. Колькі б табе не было гадоў.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(24)