Быков: «Все, что вы умножаете на ноль, превращается в ноль. Россия умножила себя на Путина — и все превратилось в Путина»

Писатель и публицист — об обнулении России и заложниках дружбы с ней.

— Эта война выявила тотальную неготовность всей путинской России вести боевые действия, неготовность военную, профессиональную, дипломатическую и, главное, пропагандистскую, потому что никакого нарратива, кроме истерики, нам не предложено, — отметил Дмитрий Быков на канале Ходорковский LIVE. — Эти люди делают все возможное, чтобы олицетворять зло, зло во всех отношениях: и глупость, и непрофессионализм, и коррупцию, и садизм — все в одном флаконе.

Но есть две вещи, которые в путинском нарративе абсолютно точны. Как мы знаем, часы, которые стоят, дважды в сутки показывают правильное время.

Первое — это обнуление. Это термин, который Путин ввел и который полностью покрывает, как бык овцу, полностью описывает всю его деятельность.

Он обнулил все, включая победы дедов, включая русскую духовность, космос и т.д. Как царь Мидас, к чему бы он не прикоснулся, все обнуляется. И это довольно любопытное явление.

Все, что вы умножаете на ноль, превращается в ноль. Россия умножила себя на Путина — и все превратилось в Путина, то есть в абсолютный ноль как в интеллектуальном, так и в моральном, и в стратегическом смысле.

И второе, что, на мой взгляд, гораздо страшнее, это идея постоянного экстремума, постоянного переломного рубежа. То есть нация для того, чтобы сохранить несменяемую власть, для того чтобы коней на переправе не менять, должна обеспечить себе вечную переправу.

А что такое переправа, мы помним по стихам Твардовского, написанным еще в финскую войну:

«Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, —

Ни приметы, ни следа».

Вот он обеспечил себе вечную переправу, во время которой гибнут тысячами россияне, и ничего не происходит. Зато Путина на переправе не меняют.

Как правильно сказали в одном анекдоте, у нас переходный период — с этого света на тот. Или как было у Пелевина: «Переходный период из ниоткуда в никуда».

Это, мне кажется, и есть две самые главные и самые точные метафоры, которые описывают русскую историю последних 30 лет.

Как признак «обнуления» писатель рассматривает и приезд в РФ на День Победы семи правителей государств СНГ.

— Александр Григорьевич и так и сяк пытался отмазаться, он болеет — его привезли все равно. Тут не открутишься.

Это трагическое явление. Они заложники своей дружбы с Россией. Но если это все, чего вы можете добиться — страхом, шантажом, влиянием — если это весь мир, который приехал с вами отметить, между прочим, величайший праздник победы над фашизмом, это лишний раз доказывает, что вы обнулились.

У всех этих людей не очень хорошо обстоят дела внутренние. У Пашиняна очень критическая ситуация, да и у других. Исключая Пашиняна, это все представители достаточно жестких диктатур.

Пусть они и рядятся более-менее в одежды мягкой силы, но мы понимаем, что в основном там собрались довольно одиозные властители.

По большому счету, России сегодня не на кого опираться. И если говорить о престижности или непрестижности поддержки России, то это тоже феноменальная вещь.

Долгое время Россия была, может быть, и экономически слаба, и политически непопулярна, но у нее, по крайне мере, был один имидж: мы не очень умеем жить, но у нас великая культура, великая наука и лучшие люди.

Когда Россия сегодня показала миру свое лицо, вот уж тут говорить о какой-то престижности ее поддержки стало совершенно невозможно.

Сегодня действительно для того, чтобы стать публично на сторону России, нужна, не побоюсь этого слова, либо полная бесчеловечность, либо уже нонконформизм, доходящий до каких-то нечеловеческих пределов, мне непонятных.

Нонконформизм, который фашизировался в определенный момент, у художника еще может быть уважаемым. Но у простого человека, государственного деятеля — нет, никогда, — говорит публицист.

Быков уверен, что кардинальные изменения не наступят в России сразу после ухода Путина.

— Если Путин завтра улетит на Луну, для России мало что изменится. Когда вы вводите нацию, с одной стороны, в дебилизацию, с другой стороны, в поляризацию, вы совершаете необратимые вещи.

Не надо думать, что это все можно отыграть назад, что прекратиться эта пропаганда, начнется другая, все обнимутся и пойдут в светлое будущее. Нет.

Это чудовищно деградировавшая страна, деградировавшая интеллектуально и морально. Страна, ввергнутая в пучину доносительства, страна, которая замечает за другими все худшее, а за собой ничего. Это страна очень поврежденная.

Corruption — в переводе гораздо шире, чем «коррупция». Это порча. На Россию наведена порча и это порча надолго. И если исчезнет Путин и путинская пропаганда, период восстановления займет очень долго, — подчеркнул Быков.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(46)