Быков: «Путин воспитал с помощью телевидения такого зрителя, для которого Азия будет пострашнее Европы»

Писатель — о том, существует ли в реальности «российско-китайский блок».

Визит Си Цзиньпина в Москву завершился и стал, по крайней мере, внешне и на текущий момент, проявлением поддержки России со стороны Китая. Но так ли верное первое впечатление?

— Было заявлено о недопустимости вмешательства в чужие внутренние дела и недопустимости внешней войны, — отметил Дмитрий Быков в эфире канала Ходорковский LIVE. — Это заявление формально отстаивает прежний миропорядок и суверенитет Украины.

Дмитрий Быков

Конечно, символично, что первый визит Си после его рекордного, троекратного переутверждения на должность всекитайского лидера — именно в Россию. Когда-то, десять лет назад, первый его визит был сюда, и сейчас — естественно, в страну несменяемой власти человек, который собственную власть обозначил как пожизненную, приезжает в первую очередь.

Насчет остального — я не стал бы переоценивать близость позиций Кремля и Пекина. Несомненно, что Китай и Россия олицетворяют в современно мире азиатские ценности: вражду к Европе, перетягивание на свою сторону мирового большинства.

Но, тем не менее, то, что со стороны Путина это отношения вассальные — на мой взгляд, было очевидно. «Выстилания» перед китайским товарищем, беспрецедентные меры предосторожности, различные почетные караулы — вообще, максимум уважения, которое продемонстрировала Россия, на фоне антиевропейской и антиамериканской риторики это как минимум впечатляет.

Еще один момент, который подметил писатель — «предельно дружественные» отношения с одной стороны и «предельно вежливые» с другой:

— Россия видит Китай союзником, в том числе и в войне, а Китай видит Россию полезным слугой, которым можно воспользоваться, до известной меры кооперироваться, особенно экономически, но ни в коем случае нельзя рассматривать как равного.

«Китаизация», по мнению Дмитрия Быкова, была неминуема и предопределена давно, поскольку РФ не смогла ничего противопоставить притяжению крупного соседа — «для этого нужно иметь свои высокие цели и свою картину мира, а у России ничего подобного нет». А коль скоро процесс поглощения идет, что очевидно по Сибири и Дальнему Востоку, то остается лишь его возглавить, а не пытаться остановить.

— Другое дело, что большая часть российского населения усилиями пропаганды ксенофобна. Поэтому у меня есть подозрение, что и сближение с Китаем тоже не будет вызывать особого восторга — я боюсь, Владимир Путин воспитал с помощью телевидения такого зрителя, для которого Азия будет пострашнее Европы, — считает писатель. — К Европе привыкли хоть как-то тянуться, а Азию привыкли высокомерно презирать, поэтому горячего народного одобрения «китаизация» не получит, а если Китай поедет сюда и будет работать, как это делает в Грузии, думаю, это не встретит понимания у того самого «глубинного народа».

«Мирный план товарища Си» вызвал со стороны путинской вертикали осторожное одобрение — но, с другой стороны, все замерли в ожидании звонка лидера КНР Владимиру Зеленскому, остерегаясь делать более четкие заявления.

— У меня есть ощущение, что этот мирный план — скорее, ритуальный жест со стороны Китая, попытка утвердить свое место в мировой политике. Ведь с Ираном так хорошо получилось — Иран и Саудовская Аравия сели за сунитско-шиитские переговоры, так, может быть, и здесь получится… Но нет, не получится.

Во-первых, уже всем миром признано, что переговоры сейчас — это попытка мирных переговоров в 1943-м. Никакого движения со стороны Украины навстречу не наблюдается, там настроены воевать до конца. Потому что понятно, что любой мирный процесс сейчас будет отсрочкой и замораживанием «отжатых» земель.

Кроме того, со стороны Китая звучат в основном очень вежливые заявления, которые не содержат никаких радикальных оценок, а пытаются уважать и наших, и ваших. Думаю, эта позиция провальная или, во всяком случае, бесперспективная.

Все разговоры о том, что Вашингтон якобы смертельно напуган дружбой России и Китая — знаете, я читаю американскую прессу, находясь здесь, и что-то никаких следов смертельного испуга и паники не наблюдаю. Наоборот, комментарии однозначные и довольно иронические. Заискивания Путина очевидны для всех, а общие слова Китая информации не дают. Пока мы не узнали о звонке Зеленскому и что точно будет сказано, я бы от комментариев на эту тему воздерживался.

Несомненно одно: никаких широко разрекламированных мер и мирного плана, который продвигал бы ситуацию хоть на миллиметр вперед, мы пока не увидели.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(26)