Общество
Руслан Горбачев

«Белорусы – приятные и покорные люди»

Журналисты польской газеты Rzeczpospolita, посещавшие нашу страну на протяжении почти 15 лет, рассказали «Салідарнасці» о своих приключениях в Беларуси.

Мая Нарбут, журналист Rzeczpospolita:

– Несколько лет назад я писала о конфликте в Союзе поляков, разделении его на официальный и неофициальный. Решила съездить в Гродно. В посольстве Беларуси в Варшаве мне сказали, что получить журналистскую визу невозможно, но предложили сделать туристическую. Порекомендовали обратиться в одно туристическое агентство.

Там мне сразу сказали, что им известно, что я не обычная туристка. Они старались представить себя людьми, которые все знают и понимают. Меня даже предупредили: после пересечения белорусской границы за вами будут наблюдать.

Дома я сказала мужу (журналисту Ежи Хашчиньскому – С.): они такие открытые люди! Ежи на это ответил: какая ты наивная, они связаны с КГБ. Действительно, вряд ли бы белорусское посольство порекомендовало мне обратиться в обычное турагентство.

Еще при встрече в турфирме мне сказали фразу, о которой я впоследствии долго думала: после позвоните, хорошо ли у вас все, здоровы ли. В тот момент я подумала: что за идиотский вопрос? Какое им дело?

В Гродно я отправилась вместе с фоторепортером. Было и странно и смешно: мы постоянно чувствовали, что за нами наблюдают. За нами ходили какие-то люди.

В Варшаве в турагентстве меня еще спрашивали, в какой гостинице собираюсь остановиться. Я ответила, что еще не знаю. И вот приезжаю в Гродно, захожу в частную гостиницу. Внизу мне говорят: свободные номера есть. Поднимаемся по лестнице на второй этаж, а там уже новое сообщение: извините, свободных мест нет.

Пришлось остановиться в государственной гостинице. Свободного времени у нас не было, поэтому мы с фоторепортером кушали там.

А когда вернулись домой в Варшаву, у коллеги появились очень странные симптомы. Дошло до того, что он потерял сознание. Его отправили в больницу, где он пролежал две недели. Потом его состояние резко улучшилось. Врачи так и не пришли к заключению, что с ним случилось.

Я все думаю и не могу понять: эта фраза о здоровье в турагентстве была связана с болезнью нашего фоторепортера или нет?

Ежи Хашчиньски, обозреватель Rzeczpospolita:

– Кажется, в 1995 году, когда Лукашенко уже был при власти, но еще не говорили, что он диктатор, я готовил репортаж о возрождении католицизма в Беларуси. Поехал в Ольшаны, где ксендз из Польши восстановил работу костела. При коммунизме там был то ли спортивный зал, то ли еще что-то.

В то время поляки могли приезжать в Беларусь без визы, но жить иностранцу у вас было очень сложно. В местной гостинице мне сказали, что как чужеземец я должен иметь какой-то особенный документ, чтобы туда заселиться.

Я пошел к шефу райисполкома. Он сказал, что помочь не может и в шутку добавил: если ты здесь будешь ходить, тебя найдет КГБ.

В результате пять или шесть дней я жил в костеле. Спал возле алтаря. Для меня, католика, это было чем-то невероятным!

Впечатления от Беларуси остались сложные. Меня удивило, что в Ошмянах только одна улица, которая выглядит также, как перед войной. С маленькими хорошими домиками. Это казалось какой-то резервацией, потому что в 200 метрах от описанной улицы были такие же здания как во всех коммунистических странах – кошмар.

Не знаю, поймете ли вы, о чем я говорю, но тогда я в первый раз увидел и очень удивился, что в Беларуси нет ресторанов и кафе для местных. Есть только для тех, у кого много денег. Даже в Кыргызстане и Азербайджане есть кафе для местных, чтобы всегда можно было покушать и попить чая.

В Ошмянах был один ресторан с безумными ценами, и кормили там невкусно. Я понял, что в Беларуси никто не думает об общении, чтобы можно было где-то спокойно посидеть и поговорить.

Сами белорусы показались мне приятными людьми. С ними очень легко общаться.

Мая Нарбут:

– Я была в Беларуси несколько раз, и мне тоже ваш народ очень понравился. В соседней России люди жесткие. Многие там, если видят, что я говорю спокойно и хорошо к ним отношусь, начинают считать, что я слабая.

Всегда, когда возвращаюсь из России домой, думаю: ах, можно отдохнуть. В Беларуси по-другому – у вас спокойно.

Чем отличаются белорусы от поляков? Белорусы более покорные. Мы можем сказать: нет, так не будет. Это видно по истории. Но в этом есть и хорошее, и плохое.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)