Экономика
Никита Жолквер, Галина Петровская, Deutsche Welle

Беларусь может стать Клондайком для немецкого бизнеса

В министерстве экономики ФРГ состоялась презентация Минска в качестве инвестиционной площадки для немецких предпринимателей. Мероприятие вызвало неожиданно широкий интерес деловых кругов Германии.

Высокий интерес

"Экономический день Минска" — так называлась рабочая конференция, на которой гости из белорусской столицы рассказали немецким бизнесменам об инвестиционных условиях в своем городе и в стране в целом.

Как правило, такого рода мероприятия начинаются в Берлине с некоторой задержкой: участники допивают в кулуарах утренний кофе, переговариваются и неторопливо проходят в зал. В этот раз за 10 минут до начала все уже тихонько сидели в "Дубовом зале" немецкого министерства экономики и с нетерпением ждали открытия форума.

Значительно больше, чем ожидали организаторы, было и немецких деловых людей, пришедших послушать гостей из Минска — самого продвинутого экономического региона страны. Вдоль облицованных темными деревянными панелями стен пришлось расставлять дополнительные стулья.

Неисчерпанный потенциал

Аншлаг объясняется тем, что многие немецкие предприниматели рассматривают Беларусь, как последний Клондайк в Восточной Европе, до которого из Германии — рукой подать. Потенциал двусторонних торгово-экономических отношений явно не исчерпан и сулит стать еще большим.

Как отметил заместитель директора управления Минэкономики ФРГ, курирующего и белорусское направление, Вольфганг Герстман (Wolfgang Gerstmann), "Беларусь имеет для сотрудничества с Германией весьма выгодные предпосылки — особенно в сфере развития транспортной и коммуникационной инфраструктуры, в области энергетики".

В 2009 году объем двусторонней торговли составил весьма скромные 2,1 миллиарда евро. Это даже меньше, чем было в 2008. Причина — глобальный кризис. Но в первом квартале текущего года ситуация стала быстро поправляться. Кризисный же спад (17 процентов) в торговле с Германией для Беларуси был намного меньшим, чем с Россией — ее главным экономическим партнером.

Оптимистично смотрит в будущее белорусский посол в Германии Андрей Гиро. Он говорит даже о качественно новом этапе в двусторонних отношениях, который характеризуется, с одной стороны, сближением Беларуси с Европейским Союзом, а с другой, масштабными, по оценке посла, экономическими преобразованиями, происходящими в Беларуси.

Это и обширная приватизационная программа, и переход, уже состоявшийся, в частности, в строительной отрасли, на европейскую стандартизацию и сертификацию товаров.

Белорусский бизнес-климат

О благоприятном климате для иностранных инвесторов в Беларуси подробно говорил на конференции первый заместитель председателя Минского городского исполнительного комитета Александр Борисенко. Все необходимые условия, по его словам, уже созданы. Так, в стране происходит либерализация экономики, упрощается налоговое и таможенное законодательство, процедура согласований и получения разрешений.

В прошлом году, в частности, в Беларуси отменили 22 налоговых платежа, установили единую ставку подоходного налога в неслыханные для Германии 12 процентов. По озвученным на конференции данным, страна всего за два последних года переместилась в составляемом Всемирным Банком рейтинге государств с наиболее благоприятным бизнес-климатом со 115 места на 58-ое. Цель — войти в тридцатку стран с наилучшими условиями для коммерческой деятельности.

Воистину исчерпывающую картину Минска, как оптимальной площадки для инвестиционной деятельности немецких предпринимателей, нарисовал первый заместитель председателя комитета архитектуры и градостроительства Минского горисполкома Алексей Мартынов. Он счел не лишним рассказать даже о том, что протяженность трамвайных путей в белорусской столице "составляет около 31 километра, имеется 11 маршрутов трамвая, которые обслуживают 156 машин".

Немецкие бизнесмены, не брезгующие и общественным транспортом, по достоинству оценили такие сведения и с уважением переглянулись. Однако куда более важной для них оказалась информация о том, что 6 июля Беларусь все-таки стала участницей Таможенного союза с Россией и Казахстаном. Именно этот факт сулит превратить республику в настоящий Клондайк.

Соседи-соперники

В интервью Deutsche Welle глава представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский пояснил, что Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси имеет общую численность населения, а, значит, и потенциальных потребителей в 170 миллионов. Рынок же самой Беларуси — всего девять с половиной миллионов.

"Этот тот факт, который позволяет действующим в стране иностранным, в частности, немецким фирмам говорить о расширении потенциального рынка сбыта", — указал Августинский. Причем, это рынок, на который можно будет поставлять товары, произведенные с помощью высококвалифицированной, но по-прежнему относительно дешевой белорусской рабочей силой и без уплаты таможенных пошлин.

Последнее обстоятельство создает дополнительные конкурентные преимущества для Беларуси в привлечении зарубежных инвесторов, например, в соперничестве с Украиной. Поскольку, подчеркнул Августинский, в рамках Таможенного союза товары, произведенные в Беларуси, могут без дополнительных таможенных процедур и сборов продаваться в любом из государств таможенного союза.

А создать в Беларуси, которую раньше называли сборочным цехом Советского Союза, совместную фирму и зарегистрировать ее как коммерческое предприятие с иностранным участием, по словам Владимира Августинского, проще простого: для этого в уставной фонд надо внести иностранцу всего 20 тысяч долларов.

При этом некоторые немецкие бизнес-консультанты, например, Свен Хеннигер (Sven Henniger), считают, что уже сейчас Беларусь привлекательней Украины для иностранных инвесторов — здесь стабильнее и более предсказуемы рамочные политические условия, прозрачнее налоговая система, ниже уровень преступности и коррупции.

Леонид Заико: Развитию экономических связей Беларуси и Германии мешает отсутствие реальных реформ

В интервью Deutsche Welle директор аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико рассказал, какие товары и услуги могла бы экспортировать Беларусь в Германию и Евросоюз, и дал характеристику бизнес-климата страны.

По мнению директора аналитического центра "Стратегия" Леонида Заико, в Беларуси до сих пор нет класса собственников. В интервью Deutsche Welle он заявил, что отсутствие реальных реформ являются главным препятствием для прихода на белорусский рынок инвесторов из Германии и Евросоюза.

Deutsche Welle: Что стоит на пути развития более тесных экономических связей Беларуси с Евросоюзом и с Германией?

— Сама структура белорусской экономики, государственная собственность. Она означает то, что любое действие, связанное с созданием совместных предприятий, либо покупкой предприятий иностранными компаниями в Беларуси, практически невозможно. Если бы белорусские акционерные компании были бы частными, они вступали бы в соглашения, продавали бы свои акции, и собственник бы менялся.

А так приходит к нам немецкий инвестор, чтобы инвестировать в предприятие, а ему отвечают: напишите заявление, будем беседовать в правительстве, потом в облисполкоме, потом в райисполкоме. Ведь кто принимает решение в стране? Группа чиновников, интересы которых не согласованы.

— А как же около двух сотен изменений в белорусском законодательстве по либерализации экономики, о которых говорят власти?

— Белорусские власти — это марксисты, которые застряли еще на первом томе "Капитала". Они полагают, что красивыми разговорами можно что-то менять. На практике должно быть так – приходит инвестор, вот земля, она стоит столько-то, пожалуйста, покупайте и работайте с соблюдением экологических и социальных норм.

Но пока белорусская номенклатура сама не разделила эту собственность, она не хочет ее никому отдавать, а президент Беларуси никому не разрешает эту собственность распределить. Пока. Поэтому нет частного капитала и нет частных собственников. А чиновники только надувают щеки и говорят о какой-то либерализации. Так что до тех пор, пока из чиновников и их детей не сформируется класс собственников, это лишь разговоры о либерализации.

— Так, может быть, пусть бы этот процесс чиновничьей приватизации побыстрее начался?

— Такую версию мы часто обсуждаем и с российскими, и казахскими, и с украинскими экономистами. Но тогда, боюсь, появится эдакая банда квази-бизнесменов. Проблема в том, что когда чиновники все распределят, они начнут "доить" бюджет.

Они не захотят конкуренции, не захотят разоряться и все время будут использовать свой административный ресурс для того, чтобы переложить промахи и нелепости своей работы на потребителей через бюджетные заказы. Это будет не рынок, а эксплуатация потребителя и присвоение денег налогоплательщиков. Поэтому я не думаю, что такой вариант приватизации является эффективным. Это будет гибрид Советского Союза с Латинской Америкой.

— С чем могла бы Беларусь выйти на немецкий и европейский рынок? Какой товар, кроме продуктов нефтепереработки, мог бы стать мотором экспорта?

— Например, продукты питания. Кстати, президент Лукашенко загорелся этой мыслью. Это может быть также развивающийся программный продукт и интеллектуальный продукт парка высоких технологий. Я реалист, и не думаю, что Беларусь могла бы особенно конкурировать по другим группам товаров. Но хорошим элементом сотрудничества мог бы быть трансферт рабочей силы, трансферт кадров. Белорусские химики, математики, ученые, инженеры в свое время готовились хорошо и неплохо работают. Я знаю примеры, когда белорусские врачи выезжали в немецкие клиники на операции.

Я полагаю также, что в Беларуси можно было бы строить хорошие дома отдыха и пансионаты для пожилых людей, потому что здесь столько лесов и такой чудесный воздух. Я не вижу особого смысла в производстве каких-то новых белорусских тракторов или автомобилей, европейцы сами не знают, куда девать свои автомобили. А Беларусь бы могла пойти по пути экологического развития.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)