«Артур и минипуты» // Мелкие радости
Если посмотреть в бинокль с обратной стороны, то близкое станет далеким, а крупное - мелким. Для малолеток это просто развлечение. А вот для взрослых французских мужчин – ключ к изготовлению детского кино. Надо просто изменить пропорции, сделав гусениц гигантскими, а человеческих детенышей – чуть меньше муравья. Надергать цитат из детских книжек и фильмов. Позвать на озвучку Мадонну. И назвать все это новым фильмом Люка Бессона.
Когда-то Бессон был третьим элементом в пижонской формуле «Каракс-Бенекс-Бессон» и всерьез считался надеждой французского кино. Кто сегодня вспомнит, что этот помятый мужчина, похожий на плюшевую панду, придумал лучших героев 90-х – убивицу Никиту в маленьком черном платьишке и тормознутого Леона – любителя фикусов, молока и маленьких девочек?
Бессон сегодня – это конвейер грез, многорукий Шива, занятый двенадцатью (!) фильмами одновременно. Приходится экономить ресурсы и разумно распределять усилия. Что в просторечье означает: бессоновские прорывы кончились. Осталось серийное товарное производство. Да еще неотвязные цветные сны про высокую траву и заводные машинки.
«Артур и минипуты» начинался как цикл детских книжек, ничем не отличимых от вечерних сказок, которые способен сгенерировать любой среднеобразованный родитель: кусок из «Гулливера», другой – из легенд о рыцарях Круглого Стола, ушастые воинственные эльфы – из культовых французских комиксов «Рубака», черный рыцарь из «Звездных войн»… Плюс немного семейной солидарности и легкий намек на лирическую линию. И, конечно же, Африка! Совсем рядом, на твоем заднем дворе.
Сочини «Артура» любой другой – решили бы, что балует очередной старшеклассник вроде создателя «Эрагона». Но Бессон – это корпорация, за последние семь лет навострившаяся продавать что угодно. А потому с помпой выпущен фильм - и обещаны еще два.
Говорить об «Артуре и минипутах» всерьез практически невозможно. Кино, в котором анимационное действо обрамлено игровыми эпизодами, главную роль играет малыш из «Чарли и шоколадной фабрики», а на подпевках у него – Мадонна, Миа Фарроу, Роберт де Ниро, Снуп Дог, Дэвид Боуи и Харви Кейтел, сделано человеком, честно признавшимся: «До начала работы над «Артуром» я не имел ни малейшего преставления об анимации». Что никак не помешало чуткому на модные веяния Бессону отметиться в популярном жанре 3-D мультяшек.
Получилось гладко и… скучно. «Артур» напрочь лишен анархистского шарма ранних работ неутомимого Люка. Этот фильм собран аккуратно, холоднокровно и точно - как дорогое авто. Все на своем месте – и абсолютно безжизненно, как цифровые минипуты.
Посредственная графика предлагает зрителю имитацию компьютерного квеста, слегка разбавленную несмешными шутками и затертым до дыр аттракционом: звезды озвучивают мультяшных персонажей, внешне на них похожих. Злодей Мальтазар – гибрид Тортиллы и поп-артиста Боуи, хозяин ночного бара Макс – рэппер Снуп Дог с примесью Боба Марли, подземный король – карикатурный Бобби де Ниро с приклеенной бородой.
Накладочка вышла лишь с принцессой минипутов Селенией: весь англоязычный мир будет слушать голос жилистой примы Мадонны, а рисовали-то малышку с нежной Милен Фармер (озвучившей французскую версию)! Есть, однако, и немецкий вариант: там за Селению поговорит поп-дива Нена. Зрителю остается разглядывать героев. Потому что увлечься сюжетом никак не выйдет: его целевая аудитория – младшая детсадовская группа.
Самый активный герой этого вымученного кукольного эпоса – не человечек. Не зверюшка. И даже не режиссер, сценарист и продюсер Бессон. А обыкновенный луговой ручей - то несущий героев в ореховой скорлупке на манер горного потока, то грозной гигантской волной надвигающийся на селение минипутов, то разносящий вдребезги цитадель Мальтазара. Он один тут на своем месте: реален, органичен и достоверен. Все прочее – суетливое мельтешение наскоро придуманных пряничных человечков, похожее на попытки горстки хлебных крошек изобразить полноценный каравай.
Бессон устал. И вместо былого таланта продает ныне свое умение просчитать успех. Многозначительно намекая, что мультяшный «Артур» - его прощание с режиссурой. Да ладно тебе, Люк, валяй! Хуже, чем сейчас, уже не получится.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное