Политика

Аналитик: «Сейчас Минск угрожает аж разрывом дипломатических отношений»

Андрей Елисеев комментирует ответ ведомства Макея на санкции Евросоюза.

– Белорусский МИД отреагировал очень длинным и гневным заявлением про «продемократический тоталитаризм» и «генетически засевшее миссионерство» Евросоюза, – отмечает аналитик исследовательского центра Eurasian States in Transition. – И выразил ряд ответных мер, открытых и закамуфлированных угроз.

Это:

- Запрет на въезд неясному количеству европейских чиновников. Причем утверждается, что публиковать ответный запретный список не будут «в соответствии со сложившейся цивилизованной дипломатической практикой».

Как раз-таки в цивилизованной практике информация о внесении конкретных лиц публикуется. Более того, внесенные в «черный список» лица могут такое решение оспаривать. Собственно, ранее некоторые белорусские лица так делали, и даже добивались отмены санкций в Суде Евросоюза (Юрий Чиж).

- Возможный выход из «совместных программ и проектов» с Евросоюзом. Здесь основной намек на участие в Восточном партнерстве.

- Подспудная угроза усилить репрессии в отношении населения («Не нужно тешить иллюзий, что такие шаги не отразятся на гражданах»).

Такой неадекватный шантаж не впервой – это продолжение заявления Макея в прошлом месяце, что «будут приняты соответствующие шаги, связанные, скажем так, с внутриполитическим функционированием государства; это может касаться и политической системы, и функционирования иностранных СМИ, аккредитованных в Беларуси».

- Возможный пересмотр «уровня и модальности дипломатического присутствия вплоть до решения о целесообразности сохранения дипломатических отношений».

Это угроза, пожалуй, даже более крутая, чем сущность дипломатического конфликта 2012 года. Тогда Минск рекомендовал польскому послу и представителю ЕС в Беларуси покинуть страну для консультаций. Что привело к выезду послов всех стран ЕС на несколько месяцев.

Эксперт констатирует, что «сейчас Минск угрожает аж разрывом дипломатических отношений».

– Это совершенно крайний шаг, впрочем, и он не исключен – Минск не способен идти на деэскалацию, он все время лишь повышает ставки, – поясняет Андрей Елисеев. – Как минимум белорусские власти могут снизить уровень дипломатического представительства (временные поверенные вместо послов) и регламентировать ограничение дипломатического штата – то, что произошло в 2008 году в отношении посольства США.

Фактически это будет означать ситуацию хоть и не разрыва дипотношений, но близкую к нему. И очень осложнит получение белорусами шенгенских виз.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.7(24)