Политика

Руслан Горбачев, Семен Печенко

Алесин: Вероятность появления российских баз в Беларуси резко повышается

Военный эксперт – об угрозе для Беларуси стать разыгранной картой между Западом и Востоком. 

В последние дни в соцсетях стали появляться фотографии техники, похожей на военную, сделанные на белорусско-российской границе.

Одно из таких фото прислали «Салідарнасці». Источник утверждает, что сделал его 16 августа недалеко от перехода Красная горка.

Мы обратились за комментарием к военному аналитику Александру Алесину.

«На фото – не военная техника»

— Эти автомобили никак не тянут на колонну военной техники. Кроме того, в народном хозяйстве очень много трехосных КАМАЗов. Когда человек чего-то ожидает, он принимает за желаемое любой предмет. На фото не военная техника, — прокомментировал снимок эксперт.

Как вероятнее всего будет осуществляться вторжение

Алесин подчеркнул, что если и будет вторжение со стороны России, то этим будут заниматься профессионалы — ВДВ, силы специальных операций. Первым по воздуху будет переброшен десант для организации и удержания плацдарма, затем по железной дороге прибудут сухопутные подразделения с тяжелой техникой.

Совместная группировка находится в спящем состоянии

Алесин пояснил, что из себя представляет совместная военная группировка, созданная в рамках союзного договора. Именно она будет задействована, если из Минска поступит просьба о помощи.

Лукашенко готов призвать чужую армию на белорусскую землю

— У нас есть два совместных формирования. Единая региональная группировка ПВО и совместная группировка сухопутных войск. Они находятся в таком как бы нерабочем, спящем состоянии. Пока не наступит, как записано в документах, угроза агрессии. Что под этим понимать определяют два главнокомандующих — Путин и Лукашенко.

По словам эксперта, в случае возникновения угрозы по заранее составленному плану российские части выдвигаются в Беларусь —  в заранее определенные места. Войска ПВО начинают действовать под единым командованием.

Что считать угрозой агрессии?

Это тонкий момент, говорит эксперт. До недавнего времени в соглашении было записано, что совместные группировки создаются в случае наступления угрожаемого периода.

— Это такой военный термин, который означает, что потенциальный противник начинает мобилизацию, стягивает войска, готовит ударные группировки и переводит свою экономику на военные рельсы.

Теперь же, в условиях угрозы гибридных войн, нападение может осуществиться без создания ударных группировок, подчеркнул собеседник «Салідарнасці».

Формулировку изменили и она стала более субъективной. Вместо угрожаемого периода в соглашение появился термин «угроза агрессии». В этом есть определенный риск, так как принимающие решения люди могут ошибиться, приняв за угрозу то, что им в реальности не является.

Как Москва может отреагировать на просьбы Минска «о помощи»

По словам Алесина, россияне живут своим умом, у них есть своя разведка, позволяющая оценить ситуацию:

— Россия хоть и большая, и ядерная, но портить еще больше свою испорченную репутацию она не хочет. Но и терять Беларусь, как свой западный форпост, она также не хочет. Самый страшный сон кремлевских политиков и военных — натовские танки в районе Смоленска.

По мнению аналитика, лучшим вариантом было бы сохранение статус-кво, который до последних событий всех удовлетворял.

— Но кто-то решил его нарушить.

У Кремля много башен

Алесин предполагает, что Александр Лукашенко может подозревать сразу несколько стран в желании нарушить существующий баланс. И, не исключено, какую-то из сил в Кремле.

— Но они хотят обратного: воспользоваться всей этой неразберихой для введения сюда своего контингента, не спрашивая при этом Александра Григорьевича.

Эксперт также считает, что какая-та из кремлевских группировок может стоять за попытками расшатать ситуацию в Беларуси: «У Кремля много башен». Но сам Кремль открыто стоять за этим не будет.

Кроме того, Алесин не исключает, что на белорусском поле играют представители других стран, не только России: «У Лукашенко много недоброжелателей среди элит и бизнеса во многих странах». И они сейчас могут использовать в своих целях едва зародившееся протестное движение:

— Мы стали местом приложения сил и интересов многих стран.

Об угрозе появления в Беларуси российских баз

— Я думаю, что официальные правительства стран заинтересованы в сохранении Беларусью статуса квазинейтрального государства. Они не хотят создания на нашей территории российских военных баз. Но в данной ситуации вероятность появления у нас российских баз резко повышается, — предостерегает аналитик.

По его словам, в Москве могут попросить Лукашенко в обмен на оказанную помощь создать эти самые базы.

— Если его припрут к стене, то я не знаю… Слишком много игроков в этом участвует и очень сложно предугадать их ходы. Если мы будет такими доверчивыми, не будем осторожными, то нас могут разыграть как карту. Все — Восток и Запад между собой. Не думаю, что кто-то любит нас больше, чем мы сами. Поэтому мы должны быть осторожны, чтобы не дать такого повода.