Политика
Сергей Балай, Ольга Слуцкая, видео Радыё Свабода

Алесь Беляцкий рассказал, куда пошли деньги с его зарубежных счетов (фото, видео)

Суд Первомайского района Минска в среду начал процесс над руководителем правозащитного центра «Вясна» Алесем Беляцким. Впервые за три месяца коллеги и представители общественности увидели правозащитника. Проходя в зал суда, он показал фотографам знак победы – V.

17.30. Объявлен перерыв до 10.00 3 ноября.

17.25. Судья спросил у Беляцкого, кто предложил ему открыть счета в Литве и Польше. Правозащитник ответил, что это была его инициатива.

16.15. Прокурор спрашивает, кто рассчитывал суммы, поступавшие в форме помощи. Беляцкий отвечает, что это делали зарубежные партнеры. На вопрос прокурора о методах работы с фондами правозащитник парировал: «Мы предлагали вам обратиться к нашим партнерам за пояснениями. Вы этого не сделали, и я лично опасаюсь объяснить принципы нашего сотрудничества неверно».

Прокурор никак не может понять, как и кем исчислялась сумма помощи правозащитному центру «Вясна» по грантам.

Гособвинитель задал вопрос, нет ли у «Вясны» задолженности по полученным средствам перед зарубежными партнерами. Беляцкий отвечает: «Нет».

16.00. Прокурор интересуется, как строилась работа и отношения с международными организациями, просит рассказать о той деятельности, которая была связана с переводом денег. Беляцкий отвечает, что деньги перечислялись не лично ему, и это можно понять даже из тех недостоверных документов, предоставленных стороной обвинения. Отметил, что он лишь являлся держателем счета и средствами не распоряжался. На расход составлялись договоры, деньги шли на правозащитную деятельность.

По словам руководителя «Вясны», деньги были потрачены на работу общественных приемных в регионах правозащитного центра. Также средства направлялись на помощь жертвам политических репрессий.

— Что касается других расходов, по всем вышеперечисленным поступлениям были составлены отчеты для наших зарубехных партнеров. Это дорожные расходы, издание книг брошюр и правозащитная деятельность, — добавил Алесь Беляцкий. — Часть расходов была сделана не в Беларуси. Могу добавить, что лично я эти средства в Беларусь не завозил. На вопрос, кто это сделал, отказался ответить.

— Хотел бы, но не могу, — сказал правозащитник. — Потому что боюсь, что эти люди подвергнутся преследованию со стороны КГБ.

15.50. Беляцкий сам разъясняет, откуда и из каких средств поступали средства на его счета согласно бумагам обвинения, однако отказывается подтверждать даты, суммы и имена, передает из зала суда кореспондент «Салідарнасці».

Правозащитник рассказал об одной из сумм, полученных в качестве гонорара за эссе, и говорит, что согласно документам он тратил их на личные нужды в магазинах «Дьюти фри». Адвокат обратил внимание, что эти суммы не относятся к обвинению.

Прокурор огласил документ о перечислении Беляцким двух сумм — в 2000 евро и в 15 евро некой гражданке Наталье Пинчук. Спросил, знаком ли он с ней. Правозащитник ответил: «Да, уже 30 лет это моя жена, и денег я ей не перечислял».

15.30.У гособвинителя в документах неправильно указана фамилия известного правозащитника Бориса Звоскова. Беляцкий говорит, что с правозащитником знаком, а с тем, кого называет прокурор, — нет. На вопрос, откуда знает правозащитника, отвечает: «Вместе в грибы ходили».

15.15. Идет речь о польских счетах Алеся Беляцкого. По ним правозащитник отвечает так же, как и по литовским данным.

На очередной вопрос прокурора, может ли обвиняемый подтвердить движение средств по счету в Польше, Беляцкий заявил: «Бумаги, которые вы мне показываете, – это филькина грамота. Они не заверены».

14.55. Прокурор спрашивает названия организаций, которые перечисляли деньги на счет Алеся Беляцкого. Начали перечислять: Шведский Хельсинкский Комитет, Норвежский Хельсинкский Комитет.

Беляцкий просит суд обратить внимание на пункт, где указано, на какую деятельность были направлены полученные средства.

Переходят к вопросу о том, куда расходовались полученные средства.

Беляцкий не подтверждает, что перечислял деньги Татьяне Ревяко.

Прокурор спрашивает, откуда Беляцкий ее знает. Алесь пояснил, что Татьяна – известный белорусский правозащитник, и они работали вместе. На вопрос, не являются ли они родственниками, Беляцкий отвечает: «Нет, слава Богу». Смех в зале.

14.50. Прокурор озвучил, что в 2009 году со счета Беляцкого был перевод гражданке Татьяне Ревяко 10 тыс долларов. Беляцкий сказал, что не может ответить на этот вопрос, потому что это дело инициировано КГБ, и он не может доверять информации, которую озвучивает в суде гособвинитель.

Беляцкий подтвердил, что счетами пользовался, но не доверяет бумагам, в которых утверждаются суммы и даты транзакций.

14.40. Прокурор говорит о суммах, которые были перечислены на счета Беляцкого, согласно тем данным, которые передал литовский МИД, и спрашивает у правозащитника, соответствуют ли они действительности. Беляцкий поясняет, что не может быть уверен в точности цифр, потому что не помнит все, и не может доверять данным МИДа, потому что эти документы не заверены банком.

Прокурор дал Беляцкому ознакомиться с распечатками счетов. Беляцкий сказал, что на распечатках указан его счет, но цифры могут быть не точными, и он их не подтверждает.

14.30. Госбвинитель спросил Беляцкого: «Что вы можете рассказать о зарегистрированных вами счетах в банках иностранных государств?».

По словам правозащитника, с самого начала это было связано с направлением правозащитной деятельности «Вясны». Говорит, что из-за того, что после отмены регистрации в 2004 году на правозащитную деятельность он как глава центра открыл два счета в Литве и Польше для получения средств на правозащитную деятельность. Счета открыты в 2007-2008 годах.

14.14. Заседание возобновилось. Прокурор пытается выяснить, с чем были связаны многочисленные выезды за границу подсудимого, и получал ли он во время этих выездов средства. Беляцкий пояснил, что выезды были связаны с правозащитной деятельностью.

— Я принимал участие в международных конгрессах форумах и встречах, — сказал правозащитник. — Денег я не получал.

Прокурор спрашивает, заполнял ли обвиняемый таможенные декларации при пересечении границы. Беляцкий ответил, что заполнил несколько десятков деклараций при пересечении границы, начиная с 2008 года.

Гособвинитель интересуется, указывал ли Алесь Беляцкий суммы по своей воле или по требованию работников таможни. Он ответил, что только по требованию работников таможни. Судья уточнил, знает ли обвиняемый, какую сумму можно не декларировать.

— До 10 тысяч долларов, а сколько можно провозить белорусских рублей — не знаю, — таким был ответ правозащитника.

13.50. Перед началом заседания Алесь Беляцкий сказал журналистам, что успел пообедать, почти все свободное время общался с адвокатом и продемонстрировал пришедшим на суд майку с логотипом правозащитного центра «Вясна». После этого порекомендовал приглашенной переводчице держаться смелее, не тушеваться, передает из зала суда корреспондент «Cалідарнасці».

13.03. Объявлен перерыв до 14.00.

12.53. У Беляцкого спрашивают, какие доходы он получал после увольнения с последнего места работы. Правозащитник пояснил, что работал как писатель.

— У 2008 году проводилась проверка моих доходов за последние 10 лет. Мной были предоставлены все документы. Я делал переводы с польского языка и на польский — это мой стабильный доход за последние годы, — приводит слова Алеся Беляцкого «Наша Ніва».

12.30. Прокурор озвучивает обвинение, сообщает «Наша Ніва». «В период с 2007 по 2011 не уплатил налоги «способом сокрытия, уклонения, не предоставления деклараций».

Сумма ущерба, по словам гособвинителя, более, чем 352 миллиона рублей. Зачитывается, что Беляцкий имел счета в банках Литвы и Польши. На эти счета он получил от граждан зарубежных стран 560 тысяч евро.

По информации naviny.by Беляцкий своей вины не признал, заявив, что его преследуют за правозащитную деятельность. По словам подсудимого, обвинение в неуплате налогов — лишь повод для его ареста. Прокурор предложил Беляцкому возместить ущерб взамен на изменение меры пресечения. Тот отказался.

Как сообщил корреспонденту «Салідарнасці» председатель Белорусского Хельсинкского Комитета Олег Гулак, в ходе процесса прокурор дал понять обвиняемому, что если он хорошо будет сотрудничать с судом, то, возможно изменение меры пресечения.

11.51. Инну Кулей охрана вывела из зала суда за то, что она надела майку с портретом Беляцкого. Сказали, что больше в зал не пустят, сообщает «Радые Свабода». Заступничество супруга Александра Милинкевича не помогло.

11.50. Сотрудница правоохранительных органов Иванова при досмотре на входе в здание суда заявила девушке с бело-красно-белым шарфиком и пожилой женщине со значком с белорусской символикой, что в суд нельзя проходить с такими предметами. Они сняли значок и шарфик и положили на тумбочку возле металлодетектора. Пока отлучились в гардероб, их вещи пропали. Девушку, у которой пропал шарфик, милиционеры в штатском довели до слез и выдворили из здания суда. Бабушке пригрозили, что выведут ее, если она не успокоится и не перестанет требовать свой значок, передает из суда корреспондент «Салідарнасці». Один из сотрудников в штатском сказал: «Это суд, а не камера хранения! Следите за своими вещами, а если они пропали — пишите заявление представителям правоохранительных органов».

11.03. Как передает interfax.by, cудья Сергей Бондаренко отказал правозащитнику Алесю Беляцкому в удовлетворении ходатайств об изменении меры пресечения. Он объяснил свое решение тем, что Беляцкий подозревается в совершении тяжкого преступления, уточняет корреспондент «Радые Свабода».

10.53. По информации «Радые Свабода» судья запретил видеосъемку в зале. Операторы покинули зал.

Прокурор счел, что видеосъемка будет мешать процессу. «У нас и так мало демократии и гласности, поэтому прошу разрешить съемку», — цитирует Алеся Беляцкого «Наша Ніва».

10.25. Судья Бондаренко отклонил ходатайство Алеся Беляцкого о ведении процесса на белорусском языке в связи с тем, что в стране существует два государственных языка. Как объяснил судья подсудимому правозащитнику: «Если вы плохо владеете юридическими терминами на русском языке, вам предоставят бесплатного переводчика». Перед этим он разъяснил Беляцкому, что он имеет право давать показания и писать ходатайства по-белорусски.

Прокурор Владимир Сайковский заявил, что права Беляцкого не будут нарушены, если процесс будет вестись на русском языке, потому что свидетели давали показания на русском языке, и на русском существуют законы.

10.15. Как передает из холла суда корреспондент «Cалідарнасці», не все желающие смогли попасть на процесс. Зал рассчитан более, чем на 60 мест. Он весь заполнен. Не прошли на процесс коллеги Алеся Беляцкого правозащитники Валентин Стефанович и Дмитрий Соловьев. Последний пытался пройти в суд в майке с надписью «Свободу Алесю Беляцкому». Его не пропустили. В холле суда находится несколько десятков человек.

Зато в зал прошли около двух десятков неизвестных молодых людей, которые на вопрос журналистов ответили, что они студенты юридического факультета, сообщает БелаПАН.

В беседе с корреспондентом «Салідарнасці» пенсионерка Елена сказала, что ей не доводилось обращаться за помощью к правозащитникам, но за процессом Алеся Беляцкого она следила.

– Я пришла в суд из гражданской солидарности, – пояснила женщина. – Если расправятся с правозащитниками, то не останется никого, кто сможет защитить людей.

Пожилой мужчина, представившийся Константином, говорит, что пришел на процесс, чтобы выразить поддержку с Беляцким, которого знает давно.

– Много лет назад мы вместе занимались правозащитной деятельностью, – добавил он.

За правопорядком в холле следит небезызвестный полковник Евсеев.

По информации «Нашай Нівы» поддержать Алеся Беляцкого в суде пришли Александр Милинкевич, Владимир Некляев, Никита Лиховид, Марина Адамович, Ольга Завадская, Олег Волчек, Борис Петрович, Винцук Вечорка, Татьяна Ревяко, Жанна Литвина. Присутствуют и представители дипмиссий: посол Литвы Эдмундас Багдонас, временный поверенный США Майкл Схэнлон. Есть и правозащитники из других стран, но многим не дали визы.

Как передает Радыё Свабода, жены Беляцкого в суде нет. Правозащитник просил, чтобы она не приходила.

Перед тем, как войти в зал суда, Алесь Беляцкий, по мнению его коллег, выглядел неплохо, улыбался и держался бодро.

С девяти утра около здания суда Московского района, где должен пройти процесс над Беляцким, применялись чрезвычайные меры безопасности, сообщает правозащитный центр «Вясна». Приехал спецназ и несколько автомобилей ГАИ. Стоянки для частного транспорта были оцеплены лентами.

Правозащитника обвиняют в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере из средств, которые направлялись на правозащитную деятельность. Беляцкому грозит до семи лет тюрьмы с конфискацией имущества.

Напомним, данные о банковских счетах вице-президента Международной федерации прав человека Алеся Беляцкого Беларуси передали Литва и Польша. С 4 августа правозащитник находится в СИЗО на улице Володарского в Минске.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)