Алена Киш и ее нарисованный рай
Имя этой белоруски в мировом искусстве стоит в одном ряду с художниками-наивистами Нико Пиросмани и Анри Руссо, а при жизни ее называли «тунеядкой» и «юродивой». Она создала свой рай в серой советской действительности и не требовала за свои шедевры ничего, кроме куска хлеба и крыши над головой. Рассказываем про Алену Киш — одну из немногих (если не единственную) женщину-создательницу «маляванок».
Сегодня имя Алены Киш хорошо известно исследователям наивного искусства. Ее называют выдающейся художницей своего времени, ей посвящают выставки, научные статьи и исследования, по мотивам ее работ создают модные аксессуары. Однако в жизни Алены Киш все было иначе.
Собрали интересные факты о белорусской художнице.
Единственное фото и клеймо «тунеядки»
Увы, сведений об Алене Киш сохранилось очень мало. Ее биографию стали собирать уже далеко после ее смерти. Восстанавливали буквально по крупицам. Сохранилась всего одно изображение художницы — выцветшая паспортная фотография.
Известно, что будущая художница родилась в деревне Романово Слуцкого уезда в последние годы XIX века, в многодетной крестьянской семье. Даже по поводу года рождения у исследователей нет точной информации — то ли 1889, то ли 1886 год. В семье все любили рисовать и слыли хорошими мастерами-ремесленниками. Старший брат Алены, например, был известным плотником и занимался реставрацией росписей Варваринской церкви.
По свидетельствам очевидцев, Алена была очень чистым и добрым человеком, любила петь, знала множество народных песен, обожала животных. Однако не всем был понятен ее творческий дар. У Алены Киш никогда не было ни своего дома, ни мужа, ни детей. Ее считали чудаковатой, а иногда открыто называли «юродивой».
Оно и неудивительно. Вокруг кипит крестьянская жизнь, все поглощены сельским бытом с его тяготами и проблемами: то жниво, то покос, то коллективизация, а тут женщина, которая собирает в торбочку краски и путешествует с осени до весны от деревни к деревне, предлагая нарисовать дивный ковер с райскими птицами, экзотическими львами и волшебными цветами. Односельчане открыто недолюбливали Алену и считали ее тунеядкой.
Какое-то время после смерти родителей братья и сестры Киш жили в Слуцке, а после войны оказались в деревне Грозово. Алена не хотела быть нахлебницей. Она начала скитаться по деревням в поисках пропитания — в обмен на свои расписные ковры, которые в Беларуси называли «маляванками».
Художница никогда не брала денег за свои работы. Немного хлеба или картошки, крыша над головой – хотя бы на одну ночь. Ночь, за которую и создавался шедевр.
Маляванки на счастье
Чтобы понять, насколько не вписывалась художница в окружающую действительность, надо представить, что на дворе тогда стояли суровые 30-е. Новая советская страна строила социализм – рай на земле. Но у Алены был свой рай. Художница словно существовала сама по себе, с необычным во времена коллективизма чувством внутренней свободы.
И все-таки работы Алены нравились простым людям. Яркие и радостные маляванки Киш вешали над кроватями, дарили на свадьбы, дни рождения. Они скрашивали суровый крестьянский быт в нелегкие годы коллективизации, украшали стены и защищали от холода.
Алена была, по-видимому, одной из немногих, если не единственной женщиной, занимавшейся росписью ковров в те годы. Она писала по льняному полотну, часто сшитому из отдельных кусков. Художница обрызгивала холст водой, намечала карандашом эскиз, а после творила свой мир. Рисовала только три сюжета: «В райском саду», «Дева на водах» и «Письмо к любимому».
Ковры Алены зачаровывали обещанием прекрасного будущего. Самым любимым сюжетом и у нее, и у заказчиков, был рай. Некоторые даже считали, что эти ковры приносят в дом счастье, особенно — молодым незамужним девушкам.
Шедевры на чердаках
Перед войной Алене Киш было за 40. Жила она по-прежнему очень скромно. Да и война мало что изменила в жизни художницы. Она все так же ходила по деревням, предлагая сделать прекрасный ковер. Вот только заказов практически не было.
Даже после войны, когда люди понемногу стали возвращаться к привычной жизни, покупали новые вещи, маляванки Алены Киш все меньше привлекали их внимание. В деревни начали завозить гобелены промышленного производства. Они были яркими и пестрыми, не выцветали, не крошились, как рукотворные. Новые, «модные», они становились предметом гордости, желанным подарком, ценным приобретением. «Райские ковры» Алены Киш шли на бытовые нужды: кто-то делал из них мешок для зерна, кто-то кидал в сарай на пол.
А тут еще и власти стали требовать от художницы приобрести патент на «индивидуальную трудовую деятельность». Окружающие по-прежнему считали Киш тунеядкой и дармоедкой.
Невостребованная и несчастная в 1949 году Алена Киш ушла из жизни. Говорили, что она поскользнулась, гуляя по берегу реки, и не смогла выбраться. Но никто в это не верил. Страшная правда состояла в том, что художница утопилась — бросилась в реку от тоски, непризнания и бедности.
Как художник Басалыга заказал маляванки на свою свадьбу и вернул Киш белорусам
Но на этом история не заканчивается. В 70-х годах минский художник Владимир Басалыга и его жена Валентина начали собирать по всей Беларуси расписные ковры Алены Киш, а также сведения о ней.
Первые ковры в своей коллекции он выпросил у теток в качестве подарка на свадьбу. Тетки хоть и сочли это странным, но привезли любимому племяннику несколько экземпляров.
Басалыга рассказывал, что полюбил расписные ковры Алены еще в детстве.
— Летом родители отправили нас из Слуцка в деревню к бабушке и дедушке. Во время каникул мы посетили других родственников. За лето успели побывать во многих деревнях: Забалац, Заполле, Василинки, Бокшицы… На стенах в домах родственников я постоянно встречал похожие истории: львы, необычные птицы, деревья. Ковры, как солнце, освещали дом днем и ночью, — вспоминал художник. — Глядя на них, мне казалось, что я попал в сказку. А мне даже приснились изображенные персонажи. Очень часто видел их во сне, и шел им навстречу.
Свою коллекцию Басалыга собирал по деревням своего детства. Некоторые картины приходилось буквально вытаскивать из сараев и чердаков. Реставрация оказалось непростой задачей – от ковров приходилось отскребать навоз и грязь — они чаще служили скотине, чем людям.
Как бы то ни было, в 1978 году Басалыга смог продемонстрировать работы Алены Киш на Первой республиканской выставке народных расписных ковров в залах минского Дворца искусств. И они привлекли внимание публики.
Басалыга наотрез отказывался продавать ковры частным коллекционерам, предлагавшим огромные деньги. Он был уверен, что наследие Киш должно остаться в Беларуси, на ее родине. Он твердо решил передать их в музей. Но не все оценили такой дар. В Слуцком краеведческом музее маляванки Киш не приняли — не сочли достойными. В итоге их принял Заславский краеведческий музей, который в настоящее время является обладателем самой большой коллекции расписных ковров — их около 200.
В 1996 году, к 100-летию со дня рождения художницы, «Белпочта» выпустила памятный художественный конверт с оригинальной маркой.
Вторая волна всплеска популярности Киш началась в 2000-х, благодаря социологу и феминистке Елене Гаповой, когда Центр гендерных исследований ЕГУ выпустил календарь о двенадцати художницах из Беларуси. Имя Алены Киш вошло во «Всемирную энциклопедию наивного искусства».
Сегодня Алену Киш ставят в один ряд с Анри Руссо, дизайнеры создают шелковые платки и головные повязки по мотивам расписных ковров художницы.
А завод «Луч» выпустил лимитированную коллекцию часов «Асоба».
В 2010 году на киностудии «Беларусьфильм» вышел документальный фильм Галины Адамович «Нарисованный рай».
Читайте еще
Избранное