Экономика
Анастасия Зеленкова

«А мы все плетем лапти и обижаемся на русских, что они наши лапти перестают покупать»

На круглом столе организованном Интернет-порталом «Завтра твоей страны» совместно с Институтом Стратегических Исследований (BISS), независимые эксперты, политики и журналисты обсуждали программы и платформы выхода из кризиса. Какой новый способ самоубийства придумал Ярослав Романчук, когда белорусы займутся секс-туризмом, и как долго еще мы будет шить хомуты — в репортаже «Салідарнасці».

— Мы производим не то, что требует внешний рынок, и не производим то, что требует внутренний, -- констатировал экономист Ярослав Романчук. -- Я читал докладную записку Ткачева (помощник Александра Лукашенко – А.З.) президенту. В ней нет ни слова о том, что система виновата. Главный виновник – американцы, которые спровоцировали кризис, и русские, которые не хотят покупать наши товары. Сегодняшние хаотичные поиски кредитов выглядят по меньшей мере трагикомично. Дошли до того, что просим уже по 5 миллионов – только дайте. Это при том, что в 2009 году, чтобы погасить внешний долг, нам понадобится 10 миллиардов. Очень смешит и новость, что правительство планирует довести ВВП до 12%.

— Доведет, доведет, — высказали присутствующие веру в математические способности правительства.

— Что же касается сроков выхода из кризиса, — продолжил Романчук, — так власти уже сейчас называют июль.

— Это они хотят до отпуска успеть, -- заметил руководитель BISS Виталий Силицкий.

Неутешительную ситуацию в сфере малого и среднего бизнеса обрисовал председатель ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" Владимир Карягин. Он также высказал предположение, что к лету появится норматив, который будет предусматривать сокращенную рабочую неделю из 3-4 дней.

–– Люди у нас трудолюбивые, поедут тогда на свои огороды. Два миллиона дачных участков все же вносят вклад в продовольственную корзину, -- заметил Корягин.

А вот заведующий отделом Института экономики Национальной академии наук Беларуси профессор Александр Лученок заявил, что кризис нашей страны действительно не коснулся.

— То, о чем вы говорите сейчас, вы говорили и 15 лет назад. А что у нас происходит? Обострилась только одна проблема – отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Оно росло, а с приходом мирового кризиса скакнуло с огромной силой. Вопрос в том, где найти деньги, чтобы покрыть эти затраты. Остальные проблемы, которые мы так много обсуждаем, как были, так и остались.

— Никто не покупает наши товары, а так — проблем нет, — поддел оппонента Ярослав Романчук.

— Вы – мастер передергивания, — осадил его Лученок. — Я не сказал, что проблем нет. Я сказал, что они все те же. Понятно, что необходима полная реструктуризация экономики. Надо перестраивать систему, нужно переучивать безработных.

— Дайте возможность людям работать и самим решать, куда им идти! — не выдержал Ярослав Романчук.

— А куда? Туризм… Так он много не захватит, -- задумался Александр Лученок.

— Секс-туризм, — оптимистично предложил экономист Михаил Залесский. Присутствующие тут же предположили, что этим видом деятельности могут заняться 50% населения. Видимо, белорусская «сильная половина человечества» в этом смысле безнадежна.

Свой вариант, как выжить в кризис, предложил и Лученок.

— В деревнях в голодное время, когда есть совсем было нечего, собаку отвязывали и отпускали — кормись сама. Как правило, большинство выживало. Так нужно поступить и с предпринимателями. Надо дать им возможность выживать самим. Без вмешательства государства, без жесткого регулирования.

— Я тоже против регулирования, — поддержал идею Лученок. — Надо давать свободу на уровне предпринимательских структур. Вот когда этот предприниматель не только накормил семью, но уже и покупает «Лексус», -- тогда, пожалуйста, можно и регулировать.

—Проблема в том, что мы создали такую систему, во главе которой стоит человек, который сам не знает, куда идти, -- расширил рамки Михаил Залесский. -- А он ведь ведет всех нас. Вот я простой слесарь, скажите мне, где я что не доточил? Почему кризис? Разве я гайку не там закрутил? Там. Так почему не продается моя машина? Не я виноват, директор виноват. Вот говорят: не продаются наши товары. Мой дед шил хомуты. Отличнейшие хомуты, за которыми приезжали аж из Вильни и Варшавы. Если бы я продолжал сейчас шить эти самые хомуты, я был бы банкротом, потому что они нынче никому не нужны. А все шьем хомуты и плетем лапти. И обижаемся на русских, что они наши лапти перестают покупать.

По мнению Михаила Залесского, в Беларуси кризис перепроизводства.

— Все потому, что мы делаем не то, что нужно. А что нужно? Тут я соглашусь и с Романчуком и с Карягиным: люди сами знают, что нужно. Вот у меня один знакомый шил в Баварии кожаные штаны, которые носят разве что на фестивале. Сейчас, спрос на них уменьшается, поскольку туристов стало меньше, и он решил переквалифицироваться на ремонт кожаных изделий. За две недели он уже занялся новым делом. А у нас ему бы для этого пришлось сначала в Министерство кожаных штанов сходить, подписать и согласовать кучу документов. Вот что надо уничтожить. Вот это будет либерализация. А та либерализация, о которой говорят – это все пшик.

— Остановка производства хомутов тоже требует денег, — отметил Виталий Силицкий и перевел стрелки на Александра Чубрика, предложив тому рассказать, как вывести белорусскую экономику из кризиса.

Экономист оказался убежденным пессимистом.

— Сейчас ничем белорусскую экономику из кризиса не выведешь, -- обреченно заявил Чубрик. — Разве можем мы остановить мировой кризис? Это не наш кризис. Он просто показал наши недостатки. Экономика Беларуси – это экономика, которая большую часть своего ВВП продает на экспорт. Все, что мы сейчас можем, это создать новые законы, дать возможность для будущего развития. В платформе ОДС очень точно написана одна вещь: люди в этих условиях должны делать каждый, что может.  

— Слабая позиция: чуть-чуть поправить законы, а остальное – потом рассосется. Я за активные действия, — живо отреагировал на критику Ярослав Романчук.

— Красиво вы говорите, — обратился к Романчуку Александр Лученок. — По вашей программе мы все скоро будем жить красиво. А что производить-то будем?

— Прочитав программу, я понял, что Ярослав придумал еще один очень интересный способ самоубийства, — пошутил Михаил Залесский. — В самом богатом сельскохозяйственном году в нашей стране в министерстве сельского хозяйства работало 286 человек. На сегодня только в управлении экономики Министерства сельского хозяйства работает 286 человек. Так вот Романчук предлагает прийти в каждый кабинет и сказать: «Вы не нужны!». Думаю, пресс-папье будет лететь из каждого кабинета. Один да и попадет.

— Проблема в том, что реформы, о которых мы тут так много говорим, никто проводить не будет, — спустил на землю присутствующих политик Николай Статкевич. — Дело в том, что цель этой власти – удержание контроля над страной. И экономика – это лишь инструмент. Это единая система. Если из нее достать хоть один винтик, она развалится. Так когда-то случилось с Советским Союзом. Все решится только тогда, когда бочка нефти снова станет стоить 150 долларов.  

По мнению Владимира Карягина, уже через 5-6 месяцев ресурсы будут истощены.

— Сегодня еще есть шанс что-то перестроить, — выразил уверенность глава предпринимательского союза.

Как это сделать, было решено обсудить на следующем круглом столе.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)