Общество
Елена ЯКЖИК

«А кто вас туда пустит?!»

Здание Национальной библиотеки по-настоящему можно назвать драгоценным. Выяснилось, что его охраняют не хуже человека, по чьему распоряжению оно было построено. Простому смертному журналисту сделать репортаж, пройдясь по этажам, практически невозможно.

Уже давно мы хотели пообщаться с директором библиотеки Романом Мотульским. Но поговорить с ним, как сказала несколько недель назад его секретарша, в ближайшее время невозможно — много дел. Поэтому корреспондент «Салідарнасці» сама решила выяснить, какие дополнительные функции выполняет многогранное здание Нацбиблиотеки, а заодно пройти в приемную Романа Степановича и записаться к нему на прием лично.

Первая попытка оказалась не слишком успешной: в библиотеке как раз был санитарный день. Пару мойщиц окон чистили стекла на уровне первого этажа библиотеки. Как выяснилось, чтобы отдраить поверхность до основания купола, их команде в пятнадцать человек понадобится три недели. При этом работать придется, как сказала одна из мойщиц, «по восемь часов в день».

Сколько дней понадобиться на мытье граней — неизвестно. Это вопрос к альпинистам.

Главный вход в здание был закрыт. Зато, как выяснилось, «сандень» не коснулся ресторана «Мегаполис», принадлежащего Управлению делами президента. Внутри ресторана, интерьер которого оформлен в молочно-оранжевых тонах, просторно. Здесь есть и бар — с белорусской водкой по 1030 рублей и виски по 15410 рублей за пятьдесят граммов, и обеденное меню, которое выделяется разнообразием и доступными ценами. Правда, названия блюд мало сочетаются с названием ресторана. Например, на выбор посетителям предлагаются пельмени по 1800 рублей, шницель «Полесский» по 1690 или тефтели по-деревенски по 1550. Да и у входа в ресторан дежурит не швейцар, а представитель службы безопасности.

У него и поинтересовались, на каком этаже находится приемная директора библиотеки. «А кто вас туда пустит?!» — улыбаясь, ответил охранник, после чего, правда, добавил, что с этим вопросом лучше пройти в служебное здание.

Там, куда послали, представителям службы безопасности отведено целое помещение. Они выписывают пропуска для посторонних, которым нужно попасть в служебный корпус. После объяснения причины, по которой корреспондент хотела пройти в приемную директора, выяснилось, что в отношении журналистов «фейс-контроль» особый. Услышав название издания, видимо, главный в этом кабинете, поинтересовался у подчиненного: «Ты когда-нибудь «Салідарнасць» читал?» И, услышав отрицательный ответ, предложил поговорить с секретарем… по телефону. Спасибо и на этом. Выяснилось, что директор недоступен, поскольку находится в командировке в Бишкеке.

На следующий день вход в фойе Национальной библиотеки был уже свободен. Правда, чтобы пройти в ее читальные залы, традиционно необходим читательский билет. Нетрадиционна только стоимость “билета” — она, по сравнению с той, что была в старом здании “националки”, возросла в два раза и сейчас составляет 5 тысяч рублей.

Тот, кому не хватает белорусских денег, может обратиться в располагающуюся здесь же кассу “Беларусбанка”. А начитавшись — отправиться в физкультурно-оздоровительный комплекс, который принадлежит библиотеке. Кстати, за “железками” в обеденный час ни одного посетителя замечено не было, хотя, как сказала инструктор, все тренажеры совершенно новые. Зато небольшая компания мужчин и женщин, на вид лет сорока, записывалась на отдых в сауну.

О том, как выглядят в Нацбиблиотеке галереи “Лабиринт”, “Атриум” или “Ракурс”, рассказывают на экскурсиях. Гиды также повествуют о полах с подогревом и прочих современных наворотах здания, при этом отмечая, что все использованные материалы — белорусского производства. Послушать весь текст, озвучиваемый во время путешествия по зданию, в ближайшее время не предоставляется возможным: экскурсии расписаны на несколько недель вперед.

“Роскошь, роскошь это, конечно”, — сказал на выходе из библиотеки мужчина средних лет. Интересуюсь: “Что именно?”

— Да там на этажах столько свободных площадей — коридорчиков всяких, колонн, а это всё ведь стольких денег стоило, — закончил свою мысль читатель и удалился в сторону метро.

Еще один книгочей развел руками: “Я, конечно, рад, что библиотека становится символом страны. Но, на мой взгляд, она должна оставаться хранилищем мудрости, где человек может остаться один на один с книгой. По-моему, для таких людей библиотеку и строили. А пока в ней книга отходит на второй план перед теми же экскурсиями, на которых задействованы даже библиотекари. Еще на смотровой площадке в день города браки регистрировали, свадьбы праздновали...А не дай Бог политики заявятся: во время “саммитов” внутрь не только посетителей, но и работников библиотеки не допускают”.