Скандалы
Елена Якжик, Ольга Слуцкая

6 миллионов штрафа за фотографии с мишками (фото, видео)

Фотосъемка в минском дворике дорого обошлась журналистке «Комсомольской правды в Белоруссии» Ирине Козлик и фоторепортеру Юлии Дорошкевич. Суд Советского района счел действия девушек пикетированием, не согласованным с властями.

15.10. Юлия Дорошкевич прокомментировала коллегам принятое судом решение:
— Могло быть хуже, могло быть лучше. Понятно, что это показательный процесс. Меня признали виновной, хотя я себя таковой не считаю. Буду ли я обжаловать это решение, пока не знаю, поскольку хочу все детали обсудить с адвокатом. 

15.00. Суд установил: Юлия Дорошкевич принимала участие в пикете, не согласованном с Мингорисполкомом. Фоторепортера оштрафовали на 3 миллиона рублей.

14.10. На странице в Фейсбуке «Центра правовой трансформации» приводится выступление на суде журналистки Юлии Дорошкевич:
— Я свою вину не признаю. Являюсь профессиональным фотографом. Встретились с Ириной, чтобы сделать пару снимков по ее просьбе. К нам подошли люди в штатском и без объяснения причин они нас забрали.
В момент фотосессии на игрушку внимание не обратила, так как фокусировалась на глазах, как принято для данного типа съемки.
Я фотограф и могу фотографировать все: людей, деревья, массовые мероприятия. Не имею права этого делать только там, где съемка запрещена. Во дворе, где нас задержали во время того, как я фотографировала, нет ни одного знака, который указывает на запрет съемки.
Как сообщают правозащитники из зала суда, свидетель Суховержец, вызывавшийся также по делу Ирины Козлик, утверждает, что Юлия Дорошкевич фотографировала Ирину с плюшевым медведем. На просьбу описать, как были расположены объекты, нарисовать схему, он ответил, что описать не может, так как в школе плохо рисовал.
По его словам, девушек задержали, так как они утверждали, что где хотят там и фотографируются.
— Они больше ничего не могли нам объяснить, вот мы и решили, что похоже на пикет, и доставили их в РУВД, чтобы там разобраться, — заявил Суховержец.
Свидетель Шелест пояснил, что на их вопросы, что делают девушки, те отвечали, что фотографируются.
— И тут мы обнаружили надписи против белорусского государства, решили, что это лозунги антиобщественные, и по этой причине забрали их. А так, конечно, фотографироваться в городе можно. Но вот если бы не было в адрес главы государства надписей и не было парашюта, то, пожалуйста, пусть фотографируются.
…Матом они не ругались, руками не размахивали, любезно с нами прошли в машину. Свидетелей мы штатских не опрашивали: чего людей отвлекать?

13.50. Из протокола об административном нарушении, составленном сотрудниками Советского РУВД в отношении Ирины Козлик:
«Участвовала в пикетировании, выражавшемся в выражении общественно-политических и иных интересов с использованием плюшевого медвежонка с прикрепленным парашютом с табличкой «No picture – no troubles», не согласованном мероприятии с Мингорисполкомом…».

13.40. На суде Юлия Дорошкевич заявила  ходатайство о допуске адвоката, сообщается на страничке в Фейсбуке «Центра правовой трансформации». Составу суда журналистка доверяет.
Во время перерыва в суде произошел инцидент: охранник начал придираться к журналистке, которая пыталась сделать фото. Охраннику сказали, что его замечания не основаны на законе, что порядок определяет суд, а не охранник. На что охранник ответил: «Я сказал. Этого достаточно».
Юля Дорошкевич рассказывает, что в среду им «откатали пальцы». Причем в помещении, где не было света! Фонариком светили и откатывали.
Еще Юля рассказала: «Везут нас вчера на Окрестина, и один из охранников говорит так тихо: «Уже на «Хартии» стоит новость». И так на душе тепло стало».
Журналистка переживает, что плюшевый медведь по-прежнему арестован. Ее успокоили: мишка уже находится в надежных руках Ирины Козлик.

13.20. Выйдя из суда, Ирина Козлик сказала коллегам, что не будет обжаловать решение суда, поскольку считает это бессмысленным.
— Штрафом довольна, поскольку не хотелось последние дни лета провести за решеткой, — заявила журналистка.
В разговоре с коллегами она призналась, что была удивлена показаниями сотрудников милиции, которые задержали ее и Юлию Дорошкевич.
— Они озвучили свою версию событий, которая не соответствует действительности, — добавила Ирина Козлик.
По ее словам, судья вел себя спокойно.
Журналистка «КП»  рассказала коллегам о событиях вчерашнего вечера. Вместе с Юлей Дорошкевич они отправились сделать несколько фотографий.
— Как только достали фотоаппарат, к нам подошел человек в штатском. Он не представился. Мы не ожидали такого поворота событий: как оказалось, нас ждали около двух десятков сотрудников милиции... Вот так встреча друзей закончилась ночью на Окрестина, — заключила Ирина Козлик.
Начался процесс над фоторепортером Юлией Дорошкевич.

13.00. Суд установил: Ирина Козлик участвовала в пикетировании, не согласованном с Мингорисполкомом. Журналистку «Комсомолки» оштрафовали на три миллиона рублей, передает корреспондент «Салідарнасці».

12.00. Адвокат Ирины Козлик утверждает, что нахождение на улице с плюшевой игрушкой невозможно рассматривать в качестве пикета. Отсутствует само событие административного нарушения. Адвокат просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием события правонарушения, сообщается в Фейсбуке на странице правозащитной организации «Центр правовой трансформации»

11.50. Журналистка Янина Мельникова, которая прошла в зал суда, пишет в Фейсбуке: «Девочек задерживали пятеро в штатском. Свидетель Сергей Шелест, командир отделения охраны заявил на суде: «Одна что-то говорила, вторая фотографировала». 
Еще один свидетель Сухолет утверждает, что они были в форме и представились. Сотрудники органов решили, что журналистки устраивали пикетирование, потому что был медведь, и они разговаривали.

Как сообщает в Фейсбуке правозащитная организация «Центр правовой трансформации», свидетель Сергей Шелест заявил, что сотрудники милиции подошли к девушкам и представились, затем девушки были доставлены в РУВД для выяснения обстоятельств.

«Мы задержали из-за парашюта. Там еще надпись непонятная на английском языке и перечеркнутый фотоаппарат. Лучше в рапорте написано, вы там посмотрите», - говорит свидетель. Назвать основание задержания он не может, но предполагает, что это был несанкционированный пикет. Свидетель говорит, что журналистки матом не ругались, руками не махали, производили пикет. «Мы их для пресечения правонарушения задержали, - говорит он. - В РУВД должны уже были разобраться».

11.25. Адвокат Ирины Козлик ходатайствует о привлечении двух свидетелей, которые проходят по делу.

11.10. Начался процесс над журналисткой «Комсомольской правды» Ириной Козлик. Судья Дмитрий Павличенко.
Юлию Дарашкевич до суда держат в отдельном помещении. Рассматривается ходатайство Ирины Козлик о привлечении адвоката.
Объявлен перерыв для ознакомления с материалами дела.
В здание суда пропускают только по повесткам.

10.50. Прибыл наряд милиции. Сотрудники органов выстроились между автомобилем и входом в суд. Журналисток вытащили из автомобиля и провели в здание суда.
В суд никого не пускают. Сотрудники милиции ссылаются на то, что доступ ограничен по распоряжению РУВД Советского района.

Фото Дмитрия Брушко

Справа улыбается сотрудник милиции, который задерживал девушек. Когда его снимали, он сказал журналистам, мол, нечего было фотографироваться с медведем, пишет в Фейсбуке Дмитрий Брушко

10.45. Один из силовиков в штатском вызвал наряд милиции к зданию суда, чтобы оттеснить журналистов и освободить дорогу в суд для задержанных Юлии Дорошкевич и Ирины Козлик. До прибытия наряда девушек не выпускают из автомобиля.

Фото Дмитрия Брушко

10.10. Юлию Дорошкевич и Ирину Козлик привезли к зданию суда Советского района, передает с места событий корреспондент «Салідарнасці ». Перед входом собралось около трех десятков журналистов. В знак солидарности они надели майки « No pictures — no problems ».

видео Юлии Ляшкевич

Коллеги задержанных заблокировали выезд автомобиля. Девушки успели сообщить, что в 23.00 в среду их доставили на Окрестина, где они и провели ночь вдвоем в камере. Утром им дали завтрак и увезли в суд. Журналисты успели передать Юлии и Ирине воду и немного еды прежде, чем окна автомобиля были заблокированы.

Фоторепортер Юлия Дорошкевич сообщила, что их обвиняют в «несанкционированном пикетировании путем фотографирования». Пока машина, в которой находятся журналистки, окружена их коллегами. Задержанных не выводят. Сотрудники правоохранительных органов в штатском снимают происходящее на видео.

***

Известных журналисток взяли в районе Дворца искусства, который находится на улице Козлова. Как успели рассказать коллегам сами задержанные, милиционеры обвинили их в «проведении несанкционированного флешмоба». Дорошкевич и Козлик делали фото с плюшевой игрушкой в центре Минска.

На своей страничке в Фейсбук Юлия Дорошкевич успела сообщить, что они с Ириной Козлик находятся в РУВД Советского района Минска, где проходят досмотр. Тем временем мобильные телефоны девушек были отключены.

Коллеги и активисты «Говори правду!» ожидали журналисток возле отделения милиции до поздней ночи, однако безрезультатно. Более того, как сообщил представитель кампании Михаил Пашкевич, замначальника Советского РУВД отказался принять для Юлии и Ирины даже воду.

Ночь Дорошкевич и Козлик провели в печально известном изоляторе на Окрестина. В четверг их будут судить в суде Советского района, на Логойском тракте, куда уже съезжаются поддержать журналисток неравнодушные. Многие из них, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуации, намерены прибыть туда в компании плюшевых медвежат.

Утром 9 августа журналисты у здания суда, фото Дмитрия Брушко

Впрочем, создавать абсурдные ситуации белорусским властям не впервой. Прошлым летом силовики на полном серьезе в День независимости 3 июля разрешали аплодировать лишь ветеранам (если не хочешь нарваться на арест), а позже и вовсе внесли поправку в закон – «о массовом бездействии».

Что на этот раз? Может быть, издать новый закон, в котором перечислить все предметы, с которыми запрещено фотографироваться в Беларуси?!

Тем временем, в социальных сетях уже мрачно шутят: «В свете последних событий, редакциям независимых СМИ пора объявлять соцсоревнование по общему количеству суток, отбытых журналистами. Победителям - главный приз. Курсовка в СИЗО КГБ». (Андрей Стрижак).

Как известно, журналисты различных изданий фотографируются с плюшевыми медведями в поддержку 20-летнего фотографа Антона Суряпина, который обвиняется в пособничестве в незаконном пересечении границы на легкомоторном самолете представителям шведской рекламной кампании.