Политика

Александр Старикевич

31-я карта: как Россия хочет поглотить Беларусь

Шило вылезло из мешка. Стало известно, что Москва понимает под «углубленной интеграцией» и пытается вписать в 31-ю «дорожную карту».

Фото Михаила Климентьева, РИА Новости

Взгляните на это фото с зонтиками. Каждый из президентов стоит под своим. А Кремль добивается, образно говоря, чтобы у Беларуси осталась только ручка от зонтика.

Долгое время скрывалось, что именно понимается под «углубленной интеграцией». При этом «Салідарнасць» в числе первых ударила в колокола по этому поводу.

В то же время власти делали вид, что ничего особенного не происходит. В сентябре 2019-го Дмитрий Крутой (тогда министр экономики, а ныне уже вице-премьер) так объяснил, почему не публикуются документы, касающиеся «углубленной интеграции»:

«Публикация проекта Программы в отсутствии пакета дорожных карт противоречила бы общепринятой в мире практике организации переговоров, а также могла бы создать почву для информационных манипуляций… Документы, над которыми мы работаем, не содержат никакого политического компонента и не создают угроз для суверенитета и независимости нашей Родины».

В итоге РБК выяснил, что Россия стремится записать в «пакет». Проект 31-й карты предусматривает создание 12 наднациональных органов:

- Единый эмиссионный центр, подразумевающий введение единой валюты;

- счетная палата союзного государства;

- суд союзного государства;

- единый таможенный орган;

- единый орган по учету собственности союзного государства;

- единый налоговый орган;

- единый антимонопольный орган;

- единый регулятор в области транспорта (под словом регулятор здесь и далее, скорее всего, имеется ввиду министерство);

- единый регулятор в области промышленности;

- единый регулятор в области сельского хозяйства;

- единый регулятор в области связи;

- единый регулятор объединенных рынков газа, нефти и электроэнергии.

В документе также идет речь о разработке «дорожных карт», касающихся совместной стратегии России и Беларуси в сфере обороны, создания общих банков данных правоохранительных органов, унификации законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных структур и спецслужб.

Это называется «не создают угроз для суверенитета и независимости нашей Родины»? А что у Беларуси останется в данном случае? Флаг, герб и ручка от зонтика?

Александр Лукашенко утверждает, что на данный момент стороны договорились не обсуждать создание наднациональных органов. Но, во-первых, глава Беларуси, деликатно говоря, иногда транслирует «альтернативную реальность». А, во-вторых, даже, если Россия действительно поставила 31-ю карту на паузу, вопрос только в том, когда Кремль решит снова активировать тему наднациональных органов.

Из высказываний политических лидеров можно сделать вывод, что отношения между Беларусью и Россией относятся к разряду токсичных. Они уже давно отравлены газом, потом нефтью, а теперь еще и заражены коронавирусом. Эпидемия рано или поздно закончится, а проблема с «углубленной интеграцией» никуда не денется и еще долго будет висеть над Беларусью дамокловым мечом.