20 фактов о белорусском автомобиле
Переваривая новость о том, что в ноябре в Беларуси начнут собирать «Пежо» и «Ситроен», «Салідарнасць» собрала два десятка историй об отечественных грузовиках и легковушках «под отвертку».
Фото photo.bymedia.net
1. «Skoda» начинает и проигрывает
Первая попытка организовать в Беларуси собственное производство легковых автомобилей при поддержке иностранных компаний была предпринята в 1996-м. Холдинговая компания «Пуше», являвшаяся генеральными импортером чешского концерна «Skoda», планировала наладить на базе дзержинского завода «Агромаш» сборку автомобилей «Skoda Felicia» и «Felicia Combi». Был подписан договор с чехами, к 1998-му планировали выйти на выпуск 10 000 авто в год, но планы остались планами.
2. МТЗ против Ford
В том же 96-м о своем решении начать сборочное производство в Беларуси заявила американская компания Ford Motors. Ее планы едва не перечеркнул Минский тракторный завод. Руководству МТЗ не понравилось, что Ford выбрал для будущих цехов принадлежащую заводу недостроенную испытательную станцию в поселке Обчак (Минский район).
Конфликт вскоре был решен. 30 июля 1997-го компания «Лада ОМС» и Ford Motors открыли совместный завод «Форд Юнион». Здесь стали выпускать легковые автомобили Ford Escort и микроавтобусы Ford Transit.
Микроавтобусы «Ford Transit» компании «Форд-Юнион», май 1999. Фото photo.bymedia.net
3. Планы и реальность
Мощности завода позволяли выпускать до 6000 авто в год. Но американская мечта очень скоро разбилась о белорусский быт. Не успели первые автомобили сойти с конвейера, как Лукашенко подписал указ, лишивший завод большинства преференций, полученных годом ранее.
В результате «Форд Юнион» выпустил 2280 микроавтобусов и 3660 легковых авто. Вложив в проект около $ 10 млн, американцы свернули сборочное производство и покинули Беларусь.
4. Возвращение Ford
В 2013-м Ford вернулся в Обчак. На этот раз с проектом по переоборудованию грузовых микроавтобусов в пассажирские. 22-местный маршрутный автобус «Юнилайн 3595» создается усилиями генерального импортера Ford в Беларуси и белорусского завода «Юнисон», зарегистрированного в Обчаке в 2004-м.
Уровень локализации производства составляет около 30%, что позволило авторам проекта назвать новую маршрутку белорусской.
5. Как в Обчаке собирали «Люблин»
Вернемся на 10 лет назад. Только что созданное ЗАО «Юнисон» совместно с польской компанией Intrall Polska начало сборку коммерческих микроавтобусов «Люблин-3».
Фото abw.by
«Белорусы могут гордиться: помимо тракторов, грузовиков и сельхозтехники, наша автомобильная промышленность освоила производство малотоннажной коммерческой техники», — писала в 2005-м газета «Автобизнес». На тот момент объем выпуска должен был достигнуть 5000 авто, но и тут завод в Обчаке постигла неудача.
К этому времени в стране заговорили о сборочном производстве легковых авто из Ирана.
6. Темная лошадка из Ирана
Характеристика «темная лошадка» автомобилю Samand компании Iran Khodro подходит вдвойне, так как на фарси «саманд» означает «скакун». Предложенная для сборки в Беларуси модель многими элементами напоминала снятый с производства в 1995-м Peugeot 405.
На фото справа: министр промышленности и шах Ирана Али Реза Тахмасеби (слева) и министр промышленности Беларуси Анатолий Русецкий на открытии сборочного предприятия Обчак, 11 августа 2006. Фото photo.bymedia.net
Эксперты еще до выпуска первых белорусских «самандов» характеризовали его, как автомобиль, предназначенный для стран третьего мира.
С белорусской стороны в новом проекте участвовало знакомое нам ЗАО «Юнисон». Производство начали летом 2006-го. В следующем году планировали выпускать до 6000 машин, а в будущем собирались увеличить сборку в 10 раз.
7. Синдром «форда»
Однако, и эта попытка собирать авто в Беларуси провалилась. Вместо 6000 в 2007-м собрали только 232 авто, а в первом полугодии 2008-го — 84. Минэкономики признало, что сборочное производство иранских авто «ведется неудачно».
В 2007-м первые «Саманды» появились на выставке «Моторшоу». «Скакуны» не вызвали ажиотажа. Дмитрий Лукашенко назвал авто «добротной ВАЗовской девяткой». Фото Семен Печенко
В 2009-м Лукашенко подписал указ, освобождающий производителей легковушек от уплаты налогов и пошлин на территории страны.
Но и это не помогло. Ежегодно предприятие продавало не больше нескольких сотен авто, чаще всего это были продажи госучреждениям.
Компания продает свои авто за $ 11500—12000.
8. Китайцы идут
Весна 2007-го дала старт китайскому периоду в современной автоистории Беларуси. На «Моторшоу» были представлены образцы авто производства завода Hafei Motor из китайского Харбина. Но дальше разговоров эта идея не продвинулась.
«Simbo» Hafei Motor на минском «Моторшоу», май 2007. Фото Семен Печенко
К китайскому вопросу вернулись в 2011-м. Правда, планы собирать в Беларуси машины китайской компании Chery не вышли за рамки идеи (если не считать трех экспериментальных Chery Riich X1, собранных в Обчаке).
В том же году в стране появилась компания «БелДжи», заявившая о планах собирать в Борисове автомобили «Geely».
9. Китайско-белорусский кроссовер
Планы у «БелДжи» были еще более грандиозные, чем у их коллег из «Саманда». На первом этапе развития планировался выпуск 10 000—60 000 авто в год, в перспективе — до 120 000.
Но, как и в предыдущих историях, закончилось все гораздо скромнее. В 2013-м было собрано около 2 500 автомобилей марки Geely.
«БелДжи» выпускает три модели — седан Geely SC7 ($ 12 790), хэтчбек Geely LC Cross ($ 10 590) и кроссовер Geely EX7 ($ 18 990).
В мае этого года все три модели испытал Лукашенко, давший в итоге поручение правительству продумать систему стимулирования продаж автомобилей Geely на внутреннем рынке.
10. Больше «китайцев» хороших и разных
В конце 2013-го в прессе появились фото автомобиля Zotye Z300. Это был очередной проект ЗАО «Юнисон» в сотрудничестве с китайским производителем.
Сообщалось, что в дилерскую сеть предприятия поступило 63 автомобиля, а до конца года предприятие ожидало машинокомплекты для сборки еще 100 авто. Розничная цена одного автомобиля составляла $ 14 500.
Фото unison.by
11. Сorsa не приехала
В июне 2013-го было подписано рамочное соглашение о создании в Беларуси сборочного производства автомобилей Opel Corsa, выпускаемых концерном General Motors. Первый автомобиль должны были собрать к 3 июля 2014-го. Для производства выбрали тот же Обчак.
В первое время из машинокомплектов, поставляемых с европейских заводов GM, планировали собирать до 7000 авто. Но заявленный срок прошел, а Opel Corsa белорусской сборки так и остался на бумаге.
Сборка Opel Corsa в Беларуси остается пол вопросом
12. Причины неудач отверточной сборки
Эксперты объясняют хронические неудачи в организации сборки легковых автомобилей в Беларуси недостаточной экономической обоснованностью проектов.
Для достижения рентабельности необходимо выпускать до 50 000 экземпляров одной модели, что соответствует емкости всего белорусского рынка легковых авто. А для окупаемости инвестиций нужны продажи за границей.
Реальным же рынком сбыта за рубежом является Россия. Но в РФ сейчас наблюдается экономический спад и авто белорусской сборки здесь не ждут, даже если бы они опережали своих конкурентов в соотношении цена/качество.
13. Знакомьтесь, «Unicom»
В 2010-м ЗАО «Юнисон» вернулось к идее сборки коммерческих авто. Были проведены переговоры с представителями корейского концерна KIA Motors.
В 2011-м была собрана первая партия малотоннажных грузовых авто, собранных на колесной базе КІА К2500 и получивших название «Unicom».
Фото adt.by
В 2012-м году планировали собрать для продажи в Беларуси до 300 грузовиков. С тех пор о проекте в прессе практически ничего не слышно. На сайте производителя грузовик КІА белорусской сборки оценивается в 220 млн рублей.
14. БелАЗ родился из торфа
Любопытный факт — гигант и гордость белорусского автомобилестроения БелАЗ начинал свою историю, как машиностроительный завод по выпуску торфяного оборудования (1948).
В ноябре 1951-года был переименован в завод мелиоративных и дорожных машин «Дормаш» и лишь в 1958-м получил привычное нам название «Белорусский автомобильный завод».
Фото bse.sci-lib.com
Первый грузовик сошел с конвейера в сентябре 1961-го. БелАЗ-540 имел грузоподъемность 27 тонн. Для сравнения — последний в модельном ряду БелАЗ-75710, представленный в прошлом году, обладает грузоподъемностью 450 тонн.
15. Военная тайна МАЗа
Предыстория Минского автозавода не менее интересна. В годы Второй мировой войны на его современной территории располагался авторемонтный завод вермахта. Начиная с 1942-го здесь ремонтировали танки.
Официальный сайт предприятия так описывает свои истоки: «С первых партизанских рот, пришедших 16 июля 1944 года на восстановление мастерских для ремонта автомобильной техники, с постановления Государственного комитета обороны от 9 августа 1944 года об организации автосборочного завода в Минске ведет свою летопись Минский автомобильный завод».
И все же без немцев в современной биографии завода не обошлось. В 1997 ПО «БелавтоМАЗ» и концерн MAN Nutzfahrzeuge AG создали совместное предприятие «МАЗ-МАN».
В последние годы многие упоминания в прессе о МАЗе идут в тесной связке с информацией о его российском конкуренте КамАЗе.
16. Какие авто чаще покупают белорусы
По версии Белорусской автомобильной ассоциации первое место в рейтинге продаж новых легковых автомобилей в 2013-м лидировал Volkswagen (3913 авто, рыночная доля 13,6%). На 2-м месте разместился Renault (3577/12,4%), на 3-м — ВАЗ (2709/9,4%).
Теоретически каждая белорусская семья имеет машину — согласно официальной статистике в частном владении находится около 2,8 млн. авто. За годы независимости количество личных автомобилей выросло почти в 8 раз.
17. Лукашенко предпочитает Mercedes
Глава государства хоть и агитирует покупать Geely, сам предпочитает Mersedes люкс-класса.
Фото Татьяна Зенкович, Reuters
Не отстают от него и подчиненные. Так, в разгар кризиса 2011-го руководитель Брестчины Константин Сумар пересел на Audi за 100 000 евро. Через год любовью к дорогим авто отметился руководитель Витебщины Александр Косинец. В прессу попало фото его служебной Аudi A8L W12 стоимостью более $ 200 000.
Следует отметить, что снабжение руководителей администраций всех уровней автопарком западных производителей практикуется едва ли не с первых лет правления Лукашенко.
Автомобили Мерседес председателей райисполкомов Минской области, Минск. Фото photo.bymedia.net
18. На чем ездит белорусская милиция
В январе-апреле 2014-го МВД приобрело 187 новых импортных легковых автомобилей на сумму 65,5 млрд. рублей. Для нужд милиции купили 120 «Фольксваген Поло», 12 «Фольксваген Пассат», 28 «Форд Фокус», 11 «БМВ Гран Туризмо», 16 «Рено Латитьюд».
Госпогранкомитет заказал себе 45 грузовых и легковых УАЗ на сумму 8,7 млрд. рублей.
В регионах сотрудники милиции и вневедомственной охраны чаще всего ездят на авто российского производства.
В Минске и областных центрах преобладают авто европейских производителей.
У столичного ГАИ автопарк представлен «Крайслерами», «Опелями» и «Шкодами» и др.
Фото Семен Печенко
Китайский след в белорусской армии был замечен в 2012-м, когда КНР предала белорусам 22 легкобронированным спецавто «Дунфэн Менши». В прессе их сразу же окрестили клонами «Хаммера».
19. Какие авто чаще угоняют
Статистика МВД свидетельствует: самые популярные среди угонщиков машины — старые российские авто. По данным за прошлый год, на их долю приходится больше трети всех украденных автомашин. Их популярность объясняется тем, что такие авто легче угнать в техническом плане. А вот второе и третье место в антирейтинге — «Фольксваген» и «Ауди» — обусловлены их популярностью на рынке.
Расхожее мнение, что водители «БМВ» чаще всех попадают в аварии, опровергает статистика: в последние годы трагическое лидерство в этом списке уверенно держит опять-таки «Фольксваген».
20. Первая в Беларуси бикини-мойка открылась в Гомеле в ноябре 2013-го.
На тот момент пикантная помывка автомобиля стоила 600 000 руб.
Читайте еще
Избранное