1991-2006. Итоги
Вадим Сехович

1991-2006. Итоги.<br>Легкая промышленность

Хронический дефицит оборотных средств, отсутствие основных видов сырья и нарастающая конкуренция со стороны российских и китайских производителей обуславливают то, что в легкой промышленности самый большой среди всех отраслей процент убыточных предприятий — около 40% от общего количества. Меры по стабилизации, которые предлагает на протяжении последних лет правительство, могут решить только текущие задачи и далеко не во всех подотраслях легкой промышленности.

1992

На базе предприятий Министерства легкой промышленности БССР создается Белорусский концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности. В 1994 году его переименуют в Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности («Беллегпром»). В настоящий момент в состав «Беллегпрома» входит около 200 предприятий и организаций текстильной, трикотажной, швейной, кожевенной, обувной, меховой и текстильно-галантерейной подотраслей. На концерн приходится свыше 80% производства продукции легкой промышленности в стране.

Первым президентом «Беллегпрома» стал бывший министр легкой промышленности БССР Николай Гулев. Он руководил отраслью до своей отставки в 1995 году.

Небольшое количество предприятий легкой промышленности вошло в структуру созданных в этом же году концернов «Белместпром» и «Белхудожпромыслы». Концерн «Белхудожпромыслы» в 1996 году вошел в структуру Управления делами президента. В 2006 году он реорганизован в государственное производственно-торговое объединение «Белхудожпромыслы». Концерн «Белместпром» в 2006 году ликвидирован.

Деятельность концерна «Беллегпром» в этот период подчинена дальнейшему выполнению программы модернизации отрасли, которая была принята еще в советские времена (в 1988 году) и предполагала проведение до 1995 года масштабного обновления основных фондов, наращивания объемов, ассортимента и качественных характеристик продукции легкой промышленности. В рамках программы планировалось реализовать несколько десятков инвестиционных проектов, включая строительство новых производств и реконструкцию уже действующих. Наиболее значительными были проекты по строительству хлопкопрядильной фабрики в Жодино и фабрики нетканых материалов в Микашевичах, реконструкции отделочной фабрики на Барановичском производственном хлопчатобумажном объединении, возведению нового отделочного производства в Кобрине, реконструкции и строительству отделочной фабрики на Минском камвольном объединении, выносу на новую площадку прядильного производства Минского суконного комбината, строительству фабрики смесовой пряжи в Быхове, техническому перевооружению Гродненского производственного прядильно-ниточного объединения.

Однако в связи со сложным экономическим положением, в котором страна оказалась в начале 1990-х годов, большинство проектов не было реализовано, а по осуществленным позже неоднократно возникали претензии со стороны правоохранительных органов. Одним из самых громких стало дело по невозврату кредита, полученного под закупку израильского оборудования генеральным директором Борисовской швейной фабрики Леонидом Козиком. Он возглавлял это предприятие в 1985-1990 годах. Дело было остановлено, а Л. Козик, который был переведен на работу в центральные органы власти, оправдан.

Задачи, которые ставились перед легкой промышленностью Беларуси в конце 1980 — начале 1990-х, были не выполнены. Если в 1988 году, когда принималась программа модернизации отрасли, износ основных фондов в легкой промышленности страны составлял 40%, то к сегодняшнему времени он достиг катастрофических 90%.

1993

В этом году между Беларусью и Евросоюзом подписывается двустороннее соглашение, регулирующее на протяжении всех последних лет объемы поставок белорусских текстильных изделий на европейский рынок. Объемы поставок белорусского текстиля ограничены специальными квотами, которые ЕС выделяет легкой промышленности Беларуси по 34 основным группам товаров. По условиям соглашения, общий объем экспорта может ежегодно увеличиваться на 5%. Соглашение будет пролонгировано в 1995-м, потом в 1999 году. В общей сложности в рамках системы квот Беларусь ежегодно поставляет в Европу текстильной продукции на сумму 100 млн долларов, еще на 80 млн долларов — вне квот.

Текстиль — вторая по объему статья экспорта Беларуси в Европу. Большую часть из получаемых от продажи текстиля средств предприятия используют на приобретение в Европе сырья и оборудования.

В 1997 году во многом аналогичную систему ограничений поставок белорусского текстиля на свой рынок введет Турция, с которой будет подписан меморандум о взаимопонимании по торговле текстильными изделиями.

1995

Белорусские текстильные предприятия остаются без хлопка, который они получали до этого по клирингу из Узбекистана. Президент А. Лукашенко обвиняет в срыве поставок сырья лидера оппозиции Геннадия Карпенко. Тот в ответ подает в суд иск о защите чести и достоинства на сумму 2 млрд рублей. Но рассмотрение заявления Г. Карпенко вскоре приостановлено ввиду подготовки проекта закона «О защите чести и достоинства президента Республики Беларусь», который устанавливает механизм подачи гражданских исков к президенту.

Узбекский хлопок все-таки поступит в этом (а также в следующем году) на белорусские фабрики по клиринговым контрактам. Но в 1997 году Узбекистан однозначно откажется продолжать торговлю в таком формате и потребует «живых» денег. Правительство будет вынуждено освобождать предприятия отрасли от обязательной продажи половины валютной выручки, предоставлять им кредиты на покупку сырья. Будут предприняты попытки договориться с Туркменистаном и Казахстаном о поставках хлопка по бартеру. В качестве поставщика рассматривалась корейская фирма Daewoo.

Сейчас белорусские фабрики снабжаются хлопком, который закупается на Ливерпульской бирже.

С формулировкой «за допущенное резкое уменьшение объемов производства товаров народного потребления, имеющиеся серьезные недостатки в работе...» отправлен в отставку

один из самых влиятельных директоров легкой промышленности страны — генеральный директор Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения Г. Страхов. Вместе с ним в рамках первой волны чистки директорского корпуса новое руководство страны отстраняет от должности директора «Горизонта» А. Санчуковского и руководителя ОАО «Полотеск» В. Урбана.

Пост Г. Страхова достается Сергею Руцкому — бывшему министру легкой промышленности Киргизии. Он будет руководить Барановичским ПХБО до начала 2000-х, когда сначала примет решение баллотироваться в депутаты Национального собрания, а потом уйдет на работу в концерн «Беллегпром».

1996

Продолжается чистка директорского корпуса отрасли. Сначала на совещании у Александра Лукашенко «за неоднократное игнорирование поручений правительства об обеспечении своевременных расчетов за льноволокно» отправлен в отставку генеральный директор Оршанского льнокомбината Г. Кокореко. Потом заводится уголовное дело в отношении одного из самых ярких и активных директоров отрасли — генерального директора Могилевского производственного объединения шелковых тканей (позже ОАО «Моготекс») Владимира Семенова. В начале 1990-х В. Семенов стал инициатором многих проектов — создания СП «Белпак», в котором «Моготекс» получило 5% акций, организации совместно с португальскими инвесторами предприятия «Сопотекс», начала строительства ОАО «Лента».

Одно из самых успешных предприятий легкой промышленности — ЗАО «Милавица» — получает первый в стране сертификат качества ISO 9001.

На белорусском рынке появляется компания «Serge», специализирующаяся на производстве нижнего белья. Ее владелец — Сергей Атрощенко, которому также принадлежит доля в издании «Свободные новости». Частные компании в легкой промышленности, особенно с начала 2000-х, показывают свою эффективность, в отличие от бывших государственных предприятий. Появляется целая группа предприятий, которые производят конкурентоспособные (не только на рынке Беларуси) изделия, развивают розничные сети, инвестируют серьезные средства в маркетинг и рекламу — Торговый дом «Овал» (торговая марка Gerry Ross), ООО «Маруся», Yuvita и другие.

1997

В Гродно создается совместное белорусско-германское предприятие «Конте», специализирующееся на выпуске чулочно-носочных изделий. Сначала оно работает по заказам. С 2001 года «Конте» запускает собственный брэнд. В 2006 году компания пытается диверсифицировать свой успешный бизнес, претендуя на долю в маслобойной фирме «АльАктив».

1998

Президентом концерна «Беллегпром» назначен Андрей Кобяков. Он будет руководить отраслью всего несколько месяцев, а потом займет пост председателя Комитета государственного контроля. А. Кобяков отличится тем, что по его инициативе в качестве эксперимента в структуре концерна будет создана ведомственная контрольная служба.

Начинается реализация государственной программы «Лен», рассчитанной на 1998-2003 годы. Ее задачей было нарастить площади по выращиванию льна, которые в советское время составляли 150 тыс. гектаров, объем сбора и переработки льноволокна. Несмотря на значительные затраты, которые понесло на осуществление ее положений государство, программа фактически была провалена. (Даже по прогнозам на 2007 год площади, занятые под лен, составят всего 72 тыс. гектаров). В 2003 году были приняты дополнительные меры по развитию льноводческого комплекса страны, который, по замыслам, должен стать одним из самых эффективных в агропромышленном секторе. Но льняного сырья до сих пор не хватает даже для полного обеспечения им потребностей легкой промышленности страны.

Объявлено о создании Транснациональной компании «Союз», которую учреждают белорусский концерн «Беллегпром» и российские структуры «Ростекстиль», «Рослегпром», «Консенсус», Торговый дом «Легпромсырье», Межрегиональный союз предприятий текстильной и легкой промышленности и Международный совет по сотрудничеству в области химии и нефтехимии. Задачами компании являются оптимизация работы предприятий легкой промышленности в России и Беларуси, защита интересов отрасли на государственном уровне, консалтинговые услуги. Предполагается активизировать сотрудничество отраслей двух стран в рамках Союзного государства: создание совместных предприятий, организация банка, учреждение финансово-промышленной группы по выпуску изделий из искусственного меха.

1999

Брюссельское правительство в ходе очередного пересмотра условий поставок белорусского текстиля на европейский рынок значительно увеличивает объем квот по большинству из 11 приоритетных для Беларуси позиций. В ответ белорусские власти понижают ставки ввозных таможенных пошлин на продукцию из европейских стран.

2000

Правительство предпринимает попытку ввести «золотую акцию» на Борисовской швейной фабрике. Эта мера, инициированная некоторыми заинтересованными чиновниками, направлена на то, чтобы не допустить на производство частную фирму «Стецкевич». ЗАО «Стецкевич», специализирующееся на производстве спецодежды, на сегодняшний день владеет пакетами акций на нескольких предприятиях легкой промышленности — в Новогрудке, Рогачеве, Гродно, Могилеве. Производство спецодежды является одним из тех немногочисленных сегментов рынка текстильных изделий, в котором белорусские фирмы — как частные, так и бывшие государственные (ОАО «Моготекс») — сегодня занимают ведущее положение в СНГ.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) становится акционером ЗАО «Милавица». Он приобретает 12, 66 % акций корсетной фабрики, еще 69% акций принадлежат трудовому коллективу предприятия, около 20% — итальянской компании Illuna Group. За всю свою историю работы в Беларуси (с 1992 года) ЕБРР напрямую участвует своим капиталом еще только в трех проектах — на Елизовском стеклозаводе, в «Приорбанке» и «Оливарии». Участие иностранных инвесторов в «Милавице» благоприятным образом сказывается на ее финансовых результатах. По итогам 2005 года, выручка фабрика составила 47,7 млн евро, чистая прибыль — 5,5 млн евро.

В 2006 году ЕБРР продает свой пакет акций «Милавицы» стратегическому инвестору — эстонской компании Silvano Investment Group. Эстонский инвестор обязуется вложить в фабрику 15-20 млн евро, увеличить объемы производства и расширить рынки сбыта.

2001

Дзержинская фабрика «Элиз» осуществляет первую отгрузку сорочек для германского полицейского ведомства. С течением времени объемы поставок сорочек и число заинтересованных ведомств Германии, которые покупают белорусскую продукцию, растут. Дзержинские рубашки поставляются бундесверу и почтовой службе. Начав в 20 тыс. сорочек, «Элиз» сейчас шьет по германских заказам около 300 тыс. единиц продукции в год.

2003

США вводят квоты на экспорт белорусского текстиля на свой рынок, на котором до этого продавалось товаров на сумму 15-20 млн долларов в год.

2004

«Золотая акция» вводится на одном из крупнейших трикотажных предприятий отрасли — ОАО «Алеся». Этому предшествует скандал с созданием на базе фабрики совместного предприятия с фирмой латвийского бизнесмена Василия Мельника — «Алеся-Огре». По первоначальным документам, «Алеся» должна была получить в уставном фонде СП 49%, латвийцы 31%, а фирма «Актрос», местный партнер «Огре» — 20%. Возникли вопросы по адекватности стоимости вкладов соучредителей: оценка вклада «Алеси» оказалась заниженной, а ее партнеров — завышенной. В итоге принято решение ликвидировать СП и оказать фабрике поддержку за счет государственных средств.

В 2005 году «золотая акция» будет введена еще на двух крупных предприятиях отрасли — витебском ОАО «КИМ» и минском ОАО «Камволь».

В связи со вступлением в ЕС 10 новых стран, Брюссель принимает решение об увеличении общей квоты на следующий год сразу на 10%. Минск в ответ пролонгирует пониженные ставки импортных пошлин на европейскую текстильную продукцию.

2005

По итогам визита А. Лукашенко в Пекин объявляется, что китайская сторона готова участвовать в модернизации и развитии белорусской легкой промышленности. Правда, до конкретных проектов дело до сих пор не дошло.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 1.5(345)