Общество
Евгения Березюк, TUT.BY, фото Александр Васюкович

12-летний мальчик ходит в 10-й класс и на олимпиадах по физике опережает одиннадцатиклассников

«Драмы, где по ролям читают, не люблю. «Бесприданницу» вообще не понял. Там где любовь, — это сразу сложно и скучно», — рассуждает о литературе 12-летний Валик Дорофеев.

Его ровесники в этом году тоже будут читать пьесу Островского — в программе значится «Снегурочка». Но Валик прошел ее три года назад. Сейчас он в 10 классе, при этом имеет диплом республиканской олимпиады по физике и в области по этому предмету он лучший.

Красный «Феррари» — маме Нобелевского лауреата

В 10 «А» Могилевского областного лицея № 3 сейчас химия. Валентин Дорофеев сидит на первой парте — он самый маленький по росту, хотя ничего удивительного в этом нет — его одноклассники на 3 года старше.

— Жаль, что вы не на белорусский приехали. Так придется пропускать химию, — Валик делает серьезное лицо и начинает собирать портфель, но уже через пару секунд улыбается. — Ладно уж, потом узнаю, какая в этой задачке валентность у брома.

Валентин сегодня в костюме и с галстуком, но признается честно: праздничный вид только по случаю приезда журналистов.

— Хотя сюда он и правда ходит как на праздник, — рассказывает бабушка школьника Лариса Николаевна. — Приехал из «Зубренка» и говорит мне: «Так хочется в лицей». Я переспрашиваю, Валик, ты серьезно? А он отвечает, конечно.

Лицеистом Могилевского областного лицея № 3 можно стать только с 10 класса. Хотя, Валентина Дорофеева здесь знали еще пятиклассником-восьмилеткой.

Валик с бабушкой Ларисой Николаевной

— Он дома всю квартиру переворачивал, опыты ставил: что-то смешивал, замерял, — рассказывает Лариса Николаевна. — Хотя в то время ни физики, ни химии он еще не проходил.

— У меня есть монетка, которая весит 10 грамм, я по ней многие вещи взвешиваю, — дополняет рассказ внук.

Учителя из гимназии, где раньше учился мальчик, таланты школьника разглядели быстро и посоветовали родителям обратиться в лицей № 3 к заместителю директора, учителю физики, Игорю Лошкевичу.

— Я задал ему вопрос, кем он хочет быть, и он ответил, что Нобелевским лауреатом — чем меня развеселил, — вспоминает Игорь Геннадьевич их знакомство.

Интересно, что сами лавры Нобелевского лауреата школьника привлекают не очень сильно. Но ведь вместе с этой премией выдают 1 миллион долларов — его Валик планирует потратить на красный «Феррари» для мамы.

В лицей к Игорю Лошкевичу Валик пришел в восьмилетнем возрасте

В пятом классе мальчик стал ходить к Игорю Геннадьевичу на консультации, в шестом — занимались уже системно, раз в неделю во время форточки в гимназии.

— Я никогда до него не видел людей, которые бы с таким интересом и воодушевлением черпали новое. Сейчас он немного поленивается — я вижу у него в руках калькулятор, но раньше он абсолютно все считал в уме.

— Так я и сейчас могу! Задайте, — просит Валик и тут же получает задание: разделить 738 на 32.

Мы берем в руки калькулятор и сверяем. Ответ ученика верный: 23,0625.

Свои силы тогда еще шестиклассник Валентин впервые попробовал на районной олимпиаде за 7 класс и сразу получил результат — диплом 1 степени.

До 2,5 лет не говорил, в три — знал таблицу умножения

За две первые недели сентября в дневнике у Валентина пять оценок — четыре десятки по географии и одна по физике. Но школьник тут же оговаривается: были у него когда-то двойка карандашом и четверка по английскому за диктант — не выучил слова.

— Хотя мы поначалу очень за него переживали: он до 2,5 лет не говорил. Дочка моя в год уже произносила слова как взрослый человек, а Валик только рукой показывал, что ему нужно, — рассказывает Лариса Николаевна. — Дочка волновалась, спрашивала, может, он вообще не заговорит? Я говорю, подожди, будешь его еще просить помолчать немного. И вот сейчас же он без умолку болтает.

Зато в три года Валентин прочитал в газете заголовок — и этим сильно удивил родителей.

— Потом он сразу стал читать книжки и газеты. А в три года мы с ним всего за день выучили таблицу умножения. Но он и таблицу Менделеева знает, все элементы по порядку.

— Только не помню массовые числа, — сокрушается Валентин.

— И так хорошо, — считает бабушка. — Тебе и массовые нужно знать. Зачем?

— А почему бы и нет.

Валик говорит, что математику хорошо знает благодаря папе-программисту.

— В детстве папа очень много объяснял. Мы с ним пока гуляли, играли в математические игры. Было интересно, хорошо.

В первый класс Валентин не пошел — сразу определили во второй. Сначала хотели в третий, но учителя отговорили: мальчику придется работать с отметками — а к этому нужно быть готовым психологически.

— Но во втором классе ему было скучно. Потом перепрыгнул третий и сразу пошел в четвертый. Но и там сидел и иногда от скуки раскачивался на стуле. Однажды на английском языке упал и получил неуд за поведение. Обычный ребенок.

Седьмой класс он сдал экстерном и перешел в восьмой — совместного обучения Могилевского областного лицея № 3 и СШ № 21 Могилева.

Уже несколько лет на областной олимпиаде по физике Валентин занимает первое место, причем опережает 11-классников. В прошлом году участвовал в республиканской олимпиаде за 10 класс, завоевал диплом 3 степени и стал стипендиатом специального фонда президента по поддержке одаренной молодежи.

— Сейчас пройдет лицейская олимпиада, потом областная, далее начнем готовиться к республиканской — Валентин будет соревноваться уже с 11-классниками, — рассказывает о совместных планах учителя и учителя Игорь Лошкевич. — Причем ни он, ни я не скажем вам точно, сколько часов в неделю он занимается физикой. Очень много. Сложная задача республиканской олимпиады — это несколько страниц мелкого текста, своего рода мини-исследование. Чтобы быть к этому готовым — нужно полное погружение, это его большой труд.

— Успехи Валика — это большая заслуга Игоря Геннадьевича, который уделяет ему очень много своего личного времени, — добавляет Лариса Николаевна. — Мы очень благодарны классному руководителю Тамаре Дорошковой и другим педагогам. Мы идем с такой радостью и душевным подъемом в лицей — нигде к ребенку не было такого отношения.

Сначала — физика, потом — лирика

Беседуем с Валентином об увлечениях кроме физики. Разговор заходит об обычных для 10-классника развлечениях.

— Я не хожу на дискотеки, я этого очень не люблю, — серьезно отвечает он на мой вопрос.

— Просто он маленький и не понимает еще этого, — комментирует бабушка. — В лагере с ним ребята были по 15−16 лет, девушки уже барышни, а ему это не интересно. Всему свое время. Будет тебе столько лет — будут интересовать и дискотеки.

— Думаю, что не будут.

— Это тебе только так кажется, — Ларина Николаевна улыбается. — Однажды смешно было. В шестом классе, помню, начинает рассказывать, какая ему девочка нравится, описывает ее. Я говорю, а кто еще? Вот ты с такой-то сидишь, а она как тебе? А он говорит: а может, это вообще одна и та же?

Валентин воздерживается от комментариев. Только говорит, что все, что касается любви, по крайней мере, в литературе, довольно скучно и запутано. Например, «Войну и мир» он прочитал пока только два тома, до конца не получатся — не интересно. Зато знает наизусть отрывок из «Новая зямлі» Якуба Коласа про мальчика Кастуся — ровно пять страниц.

Еще ему нравятся передачи «Выжить любой ценой», «Рейтинг Баженова», «Тайны вселенной», телеканал «Наука 2.0». При этом у школьника первый разряд по шахматам, занимался плаванием и боксом, самостоятельно учится играть на синтезаторе, а в свободное время, как и другие дети, играет во дворе.

— Мои подруги говорят, у него в классе же все взрослые, ему там, наверное, плохо. Но может быть, Валик и достает своих одноклассников немного, но они все очень по-дружески к нему относятся, опекают его. Думаю, им с ним тоже интересно — у них в классе еще есть олимпиадники, — рассказывает бабушка. — Понятно, он младше, ему и побаловаться хочется. Однажды, помню, бегал по коридору и Константина Михайловича чуть не сбил с ног, директора нашего.

Бабушка вспоминает всего один раз, когда родители наказали внука за баловство — поставили в угол.

— А потом они в тот угол поставили новогоднюю елку. Она уже долго стояла, я говорю, Валечка, давай мы с тобой эту елку уберем. А он мне: «Бабушка, не убирай ее, пускай она тут стоит, а то они меня снова в этот угол поставят». Он совсем еще маленький был.

Валик рассказывает, что делает уроки всегда самостоятельно. Ни родители, ни бабушка в этот процесс не вмешиваются и учиться «на отлично» не заставляют.

— Конечно, родители с ним много занимались: если есть задатки — их нужно развивать. С папой они много времени проводили, решали задачки, в шахматы играли — у папы первый взрослый разряд. С мамой у них очень дружеские отношения, она его спортом пытается увлечь, водит на разные секции.

В какой вуз поступать — школьник пока не задумывался. Возможно, в будущем хотелось бы поработать в космическом центре. Но пока основная цель — хорошо выступить на республиканской олимпиаде и попасть на международную.

Ларина Николаевна добавляет, что самое главное — чтобы он рос здоровым и счастливым, чтобы мог найти свое место в жизни и помогать людям.

— Помню, Валечка наш был еще маленьким и сказал: «Бабушка, я тебя так люблю, что каждая клеточка твоего тела мне дороже всей вселенной. Я хочу что-то такое изобрести, чтобы ты вечно жила, чтобы всегда была со мной». Я так запомнила это. Вот такой он у нас мальчик, очень добрый, искренний, в нем нет обмана. Пусть таким и остается, а кем станет по профессии — пусть решит сам.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)