Общество
Руслан Горбачев

Что не так с нашими родственниками, пожившими в России?

Несколько жизненных историй о том, как пропаганда лишает людей здравого смысла.

Уйти от ссоры с близким мне человеком удалось только в последний момент разговора. И, конечно, причиной всему была Украина.

– Ты посмотри, что на Украине творят! – так он начал разговор.

Кто, по его мнению, творит и что именно, легко догадаться, если знать, что близкий мне человек ежедневно смотрит «новости» по телевизору. Зная, что переубедить таких людей невозможно, я терпел всю изливавшуюся на мои бедные уши чушь. Но когда в разговоре, а точнее монологе на тот момент, стали фигурировать слова вроде «ублюдки», сдержаться уже было трудно.

Пошли аргументы с двух сторон, тон голосов повысился. Когда близкому человеку крыть было уже нечем, он неожиданно произнес: ладно, давай оставим тему, ни к чему хорошему это не приведет, друг другу мы ничего не докажем.

И, надо сказать, ни в одной из последующих встреч больше мы к теме событий в Украине не возвращались. Честь и хвала ему за это. Потому что допускать несправедливость в отношении других, даже если это произносит близкий человек, очень трудно.

Но опыт друзей показал, что при меньшем здравомыслии пораженных пропагандой родственников, все заканчивается гораздо хуже. Привожу две истории, которые вряд ли способны чему-то научить, зато дают богатую пищу для размышлений.

Александр, 41 год, юрист:

– С двоюродным братом, который живет в Ростове-на-Дону, мы до ноября 2013 года не виделись около 30 лет. Он приехал с семьей провести отпуск в Беларуси. Неделю гостевали у меня. Вроде все им понравилось, мы стали поддерживать отношения: созваниваться, переписываться. Насчет Украины он первый начал. Однажды спросил в соцсети, как я отношусь к происходящему там. Начали спорить.

По этому поводу у него, конечно, каша в голове была. Как-то спросил: «Ты что, хочешь, чтобы на Украине президентом боксер стал?». Я ответил: «А что, лучше, когда бывший зэк?». И главный его аргумент: «Кто вас будет защищать, если не Россия???». Я спросил: «От кого? От чего?». Потом он написал: «Я давно понял, что ты русофоб».

Точка была поставлена, когда он написал: «А братьями мы останемся, потому что от нас это не зависит, а друзьями мы быть не можем». Сказал, что как патриот своей страны не может поддерживать со мной отношения. Ну разве не дурак? Удалил меня в соцсети из друзей, с тех пор мы не разговариваем.

Что интересно, он на 100% белорус. И как бы нормальный, с высшим образованием. Только такой, как большинство русских. У них действительно такое восприятие нас... Как низшего класса, что ли. Помню, как он из Ростова привес с собой на флэшке фильм «Аватар», чтобы нам показать. И спрашивал, будет ли куда вставить флэшку. У них, наверное, впечатление, что мы здесь забитые, ходим в кожухах и не видели этого фильма.

Интересно, что он сейчас обо всем думает. Живет ведь не где-нибудь, а в Ростове-на-Дону. Там они должны знать больше других россиян, видеть или слышать о проходящей боевой технике, раненых в госпиталях, свежих могилах. Знает он все, наверное.

Анатоль, 40 лет, научный работник:

– Мой двоюродный брат наполовину белорус, наполовину украинец. Родился и жил в Заполярье. Потом учился в Москве на сталевара и еще определенное время работал на севере. В Киев к родителям, которые вышли на пенсию, приехал только в 2008 году. Но не успел, видно, прирасти душой к Украине, узнать историю, оставшись в плену российских шовинистических установок (в отличие от ранее приехавших своих родных сестры и брата).

Мы до известных событий периодически переписывались в скайпе, поэтому и Майдан и военные действия со стороны России не могли не обсудить.

Он часто бросал мне ссылки: вот, почитай. Почти все были на сайте «Одноклассники». Я когда сбрасывал ссылки на российские сайты, на радио «Эхо Москвы», русскоязычную «Википедию», приводил примером вопиющие нестыковки действий и пропаганды России, он отвечал, что это неавторитетные источники. Называл меня русофобом.

Рациональных аргументов у него почти не было. Взять даже начавшееся падение российского рубля. Сказал мне: все нормально, все продумано. А вон оно как потом закончилось... Вообще он за «единую Русь» и против существования независимых Украины и Беларуси.

Конкретного момента, когда мы разругались, не было. Просто в один момент он настолько проникся этой пропагандой, что купил квартиру в Севастополе. Написал: «Не хочу, чтобы мои дети учили бандеровскую историю». Хотя квартиру в Киеве сохранил. В материальном плане он очень рационален. Сказал, что может еще вернется.

Писать и контактировать со мной после этого перестал. Наш спор с двоюродным братом перешел в заочную форму. Он через племянника мне периодически что-то передает. Недавно вот отметил, что пророссийские настроения в Крыму немного снизились. Раз он это признал, значит в реальности там совсем не «немного».

Биться, когда в следующий раз увидимся с ним в Беларуси у родственников, наверное, не будем. Хотя горячие споры обеспечены. Но ничего нового я не жду: повторится воинствующая риторика, в рамках которой не предполагается существования белорусов и украинцев.

***

Прогуливаясь с другом по Минску, мы думали: почему люди, пожившие или живущие в России, готовы порвать отношения с родственниками, если те смотрят на события в Украине по-другому? Ведь и у нас спорят до хрипоты, но чтобы рубить с плеча...

И друг, который, кстати, чуть не поссорился со своим отцом на теме Украины, сказал: «Пропаганду по российским каналам смотрят, конечно, и у нас. Но ведь смотрят и белорусские. А там Лукашенко, который старается угодить и тем, и этим, поэтому дает другие оценки. К тому же многие ездили в Польшу и Литву за покупками, поэтому представляют, что не все так, как в телевизоре». Что ж, возможно, оно и так...

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)