Общество
Руслан Горбачев

«Захожу в комнату: лежит женщина с отрезанной головой, рядом стоит мужчина с ножом»

Выездной фельдшер высшей категории Александр Волчанин, работающий в Жодино и Минске, рассказал «Салідарнасці» о тяжелых испытаниях и курьезных ситуациях, с которыми столкнулся за 30-летнюю практику. 

– Александр Васильевич, какие категории людей в основном вызывает «скорую»?

– Люди всех возрастов с гипертонической болезнью, с температурой, с травмой, в алкогольном опьянении, сердечники, онкобольные.

– Самый тяжелый вызов в вашей практике?

– Как-то позвонили из общежития. Захожу в комнату – лежит женщина с отрезанной головой, рядом стоит мужчина с ножом. Все в крови. Мужчина закрыл за мной дверь и не выпускал. Пришлось успокаивать его, чтобы он положил нож. В итоге получилось открыть дверь и от соседей вызвать милицию.

Был случай, когда четырехлетний ребенок, оставленный один дома, выпал с седьмого этажа. Мне пришлось лезть на козырек подъезда и везти его в морг. Было тяжело, я сильно переживал.

– Случай с непростой травмой? 

– В Жодино местный водитель переходил пути, и поезд отрезал ему ноги. Когда приехали на место, думали, что мужчина мертв. Но он выжил. Две ноги у него были ампутированы, но кровотечение, что интересно, остановилось. Сейчас он ходит на протезах.

Были случаи, когда падающие сосульки убивали людей. Зима для «скорой помощи» – это катастрофа. И большое количество травм, и погодные условия непростые. Приезжаешь в деревню, а машина дальше из-за сугробов проехать не может. Приходится километр идти пешком в темноте. Водитель «скорой» – тоже очень итересная профессия. Еду с ним по Минску и думаю: я, наверное, никогда бы не сумел так проехать между машинами – чтобы оставалось по миллиметру по сторонам.

– С курьезными ситуациями сталкивались?

– Таких тоже хватает. Как-то заходим в квартиру: в постели лежит женщина, а рядом с ней двое мужчин. Спрашиваем у нее: кто это? Отвечает: это мой муж, а это – его друг. Пришлось сказать: мужчины, извините, все понимаем, но мы приехали осматривать вашу даму, идите погуляйте.

Иногда прилетаешь на вызов, а женщина говорит: моей собачке плохо. В таких ситуациях стараешься разговаривать с людьми по-хорошему – все-таки животное. Помню, как у одной хозяйки умирал большой белый дог, у него была деформация суставов. Женщина сразу сказала: извините, я на себя написала вызов, но мне так жалко собаку! Обезболивающее дал этому догу.       

Я сам держу собаку и кошку, знаю, что они также страдают, как люди, и все понимают. Мой боксер перед тем как умереть, со всеми прощался: подходил и каждому лизал руку.

Кстати, если тебе человек за оказание помощи скажет спасибо, – это еще хорошо. А то ведь и жалобы пишут. Просят снять верхнюю одежду, обувь. Ну ты же ждала «скорую» – убери половички, чтобы мы могли пройти.

Некоторые начинают вспоминать: у меня в больнице умерла мама, вы, врачи, виноваты. Надо больного осматривать, а они стараются высказать работнику «скорой» все, что у них накипело.

Не будешь выслушивать, – на тебя и жалобу написать могут. А это означает снятие премии. Поэтому я советую молодым: выслушивайте, как бы вам нелегко не было. Выслушивайте все, что они думают о государстве, мужьях, детях, и начинайте по-тихонечку давление мерять, делать уколы, – а они пусть говорят. Когда выговариваются, им легче становится: «Ой, спасибо, хорошо полечили».

– А вы с серьезными жалобами сталкивались?

– Да. Многое, когда приходит жалоба, зависит от руководителя. Если он грамотный и юридически подкован, то постоит за своих людей. Наш руководитель, если работник прав, на 100% выложится за него. Да еще так поговорит с жалобщиками и расскажет им о трудностях нашей работы, что те придут прощение просить.

Но встречал я и таких руководителей, которые говорили: хоть ты и прав, но премию я у тебя сниму, потому что меня будут сверху ругать, если жалоба пойдет дальше.

– А были жалобы, когда чувствовали, что вы сами неправы?

– Знаете, да. Бывает, приезжаешь на вызов, а люди выпившие. Спрашиваешь: вы выпили? А они начинают кричать: что вы на это внимание обращаете?! Мы не выдерживаем и начинаем в полемику вступать. Это очень большая ошибка в психологии. В жалобе всегда виноваты две стороны. Одной из них нужно быть умнее, сдержаннее.       

– С угрозами физической расправы сталкивались? 

– Вот на днях наш молодой фельдшер поехал на вызов, а там пьяные муж и жена натравили на него двух собак. Мне пришлось приезжать, разбираться, вызывать милицию. Милиция сказала: а что мы сделаем? На этом все закончилось. 

Но скажу, что и милиции тяжело. Я вижу сотрудников, которые работают в дежурных частях, патрульно-пастовой службе – это адский труд.

Некоторые считают, что если они нетрезвые, то больные. Думают, если «скорая» приедет, то их заберут в больницу и они избегут отвественности. Поэтому начинают придумывать язвы. Приходится держать ухо востро.  

– Как на вашей работе сказывается увлечение молодых спайсами?

– Все вызовы по психическим больным, наркоманам и алкоголикам в мою смену передают мне. И если раньше главной бедой был алкоголизм, то сейчас – спайсы. Сегодня при вызовах соседей частенько встречаю в Жодино молодых людей 18-20 лет, которые тупо танцуют и ржут. Они пребывают в своем мире, а нам приходится прикладывать много усилий, чтобы их уложить, ввести лекарство, отправить в больницу. Они толкаются, бьют, могут и нож схватить.

Затем их как-то надо доставить в Новинки. В Жодино, к счастью, у нас налажен контакт с милицией, нам для сопровождения дают сотрудника. Хотя в других местах, насколько я  знаю, милиция не хочет ехать с медиками, говорит, мол, «это ваша проблема».

– Почему забираете таких людей в больницу? Наркотическое опьянение ведь проходит.

– Практика показывает, что при употреблении спайсов люди без реанимационной помощи могут погибнуть. Или сами себе нанесут увечья (спокойно пойдут под поезд, бросятся под машину), или у них из-за большой дозы остановится дыхание. Недавно в Минске в час ночи приехали по вызову на станцию метро «Октябрьская». Парень из Жодино стал приставать на платформе к людям. Когда к нему подошла милиция, вел себя дико: хотел сотруднику глаза выколоть.

Еще недавно был случай: парень залез на 9-й этаж, чтобы спрыгнуть и привлечь к себе внимание. От спайсов человек вообще дуреет, это беда для страны. Не дай бог с такими встретиться.

Хочу обратиться через вас к гражданам: не делайте таким людям никаких замечаний, не подходите к ним, не привлекайте к себе внимание. Сразу вызывайте «скорую» и милицию. Подойдете к нему – он посчитает, что вы хотите нанести ему вред. Может вытянуть нож и ударить. Скажите детям, чтобы они не смотрели им в глаза (ребенку может быть 5-7 лет, но для них он будет выглядеть врагом).

– Люди благодарят работников «скорой» материально?

– Фельдшера, которые работают со мной, смеются: Аленксандр Васильевич, в вас, наверное, сразу видят комсомольца, потому что никогда ничего не дают.

Ну, бывает, вручат шоколадку или конфеты. В 90-е годы, когда тяжело было, при приезде в деревню сельское население нас поддерживало: и картошку давали, и сала кусочек, и десяток яиц. Но это уже прошло, в последнее время такого нет. Сейчас мы надеемся только на государство.

Продолжение следует...

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)