Общество
Кирилл Иванов

Трагический символ. История Дмитрия Завадского

14 лет назад бесследно исчез оператор российского телеканала ОРТ. «Салідарнасць» вспоминает историю непростых взаимоотношений властей и СМИ.

Весна 1997 года. Арестованы белорусские корреспонденты российского телеканала ОРТ Дмитрий Завадский и Павел Шеремет. Фактически, это переломный момент в истории непростых и часто трагических взаимоотношений белорусских властей и СМИ.

Александр Лукашенко продолжает укреплять личную власть. Избежав импичмента, он посылает белорусам недвусмысленное послание: кто не с нами, тот против нас. Одними из первых издержки нахождения по другую сторону баррикад ощутили на себе журналисты. Белые полосы газет, многие из которых снова стали государственными, закрытие единственной независимой белорусскоязычной FM-станции «Радыё 101,2». До лета 1997-го власти пытались усмирить независимые СМИ административными методами, не прибегая к прессингу конкретных персон.

Дмитрий Завадский и Павел Шеремет во время суда

Арест журналистов ОРТ, обвиненных в незаконном пересечении границы, был показательным во всех отношениях. Реакция на сюжет о пробелах в работе белорусских пограничников свидетельствовала о том, что Лукашенко не потерпит критики ни от кого, не оставляя исключений и для представителей прессы России, с которой он выстраивал самые тесные отношения. Брошенный на несколько месяцев в тюрьму бывший личный оператор главы государства Завадский, служил сигналом белорусским журналистам о том, что пощады не будет никому.

Акция поддержки арестованных корреспондентов ОРТ

В том же 1997-м власти закрыли оппозиционную газету «Свабода». Вскоре судебные процессы против независимых изданий и тюремные сроки для их сотрудников стали печальной практикой. А накануне президентской кампании 2006 года по негосударственной прессе был нанесен сокрушительный удар — около двух десятков изданий лишили возможности распространения через государственные сети продаж. Большинство из них не вернулась в киоски «Белсоюзпечати» и подписные каталоги «Белпочты» до сих пор.

В череде этих событий нельзя не вспомнить трагическую для белорусской журналистики дату — 7 июля 2000 года. Эта история снова возвращает нас к Дмитрию Завадскому. В этот день он бесследно исчез по дороге в аэропорт «Минск-2».

Официально дело об исчезновении журналиста расследовано и доведено до суда. Установлены и осуждены виновные в похищении Завадского. Но у родных и коллег Дмитрия остается ряд вопросов, на которые до сих пор нет ответа.

Согласно официальной версии, журналиста похитили бывшие сотрудники спецподразделения МВД «Алмаз» Валерий Игнатович и Максим Малик, а также бывший курсант Академии МВД Алексей Гуз и ранее неоднократно судимый Сергей Савушкин.

По версии Павла Шеремета, причиной похищения могла стать работа Завадского в Чечне, во время которой он мог узнать о темных делах белорусских спецназовцев, действовавших на территории боев. В частности, в одном из интервью Дмитрий писал о соотечественниках их числа силовиков, воевавших на стороне чеченских сепаратистов. В суде стало известно, что Игнатович действительно воевал в Чечне и был задержан российскими военными в окрестностях города Шали. По версии следствия, он якобы крайне негативно отреагировал на публикации в прессе, в том числе и на интервью Завадского, хоть последний не называл никаких фамилий, а лишь указал на причастность задержанного в Чечне силовика к белорусскому «Алмазу».

Статья, в которой Завадский рассказал об аресте в Чечне сотрудника белорусского «Алмаза», якобы воевавшего на стороне чеченцев

Правозащитники и независимые журналисты обращают внимание на ряд важных моментов в деле Завадского.

Группу Игнатовича-Малика в прессе окрестили белорусской версией «эскадрона смерти», которую обвиняют в похищениях оппозиционных политиков Юрия Захарова, Виктора Гончара и бизнесмена Анатолия Красовского, а также ряде других преступлений.

По версии независимого расследования — это рядовые исполнители. В качестве организаторов назывались бывший глава Совета безопасности Виктор Шейман, экс-глава МВД Юрий Сиваков, а также командир милицейского СОБРа Дмитрий Павличенко. Этим лицам, в связи с подозрением к причастности к организации похищения людей, запрещен въезд на территорию США и страны ЕС.

Никто из группы Игнатовича не признал себя виновным ни по одному из пунктов обвинения. За похищение журналиста были наказаны только Игнатович и Малик (осуждены на 10 лет тюрьмы), их вина в убийстве Дмитрия не была доказана.

До сих пор не известно место захоронения тела Завадского. Во время следствия и суда правозащитники получали информацию о возможном захоронении тела журналиста на одном из минских кладбищ.

Без установления местонахождения тела журналиста итог суда по делу Завадского выглядит половинчатым и бросает тень на власть, ведь решение этой проблемы полностью находится в компетенции государства. Оставленные без ответа обвинения группы Игнатовича и вышеупомянутых высокопоставленных силовиков в похищении и убийстве ряда политиков, связывает эти дела с делом оператора ОРТ.

У Дмитрия Завадского остался сын Юрий

Дмитрий Завадский стал одним из трагических символов мрачной концовки 1990-х—начала 2000-х. Его судьба и в наши дни напоминает о цене свободы слова.

Справка

Дмитрий Завадский родился 28 августа 1972 года.

С 1994 по 1997 год — личный оператор президента Лукашенко.

С января 1997 года — оператор на Общественном российском телевидении (ОРТ).

Весной 1997 года был арестован вместе с журналистом ОРТ Павлом Шереметом за репортаж о прозрачности белорусско-литовской границы и условно осужден на полтора года лишения свободы.

С октября 1999-го по май 2000 года работал в Чечне, где вместе с Павлом Шереметом снимал для ОРТ фильм «Чеченский дневник».

Действует Фонд Дмитрия Завадского, учрежденный вдовой журналиста Светланой Завадской.

В 2001 году по инициативе российских коллег белорусского оператора была основана журналистская премия имени Дмитрия Завадского «За мужество и профессионализм». Номинанты выбираются путем обсуждения списка кандидатур между журналистами Первого канала, Белорусской ассоциацией журналистов и Фондом имени Дмитрия Завадского.

Вдова журналиста Светлана Завадская и его мать Ольга Завадская все это время ищут правду о похищении и гибели Дмитрия

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(1)