Комментарии
Вадим Ливнев

Мы не рабы?

Власть обещает превратить граждан Беларуси в холопов.

Устами Александра Лукашенко во вторник было озвучено следующее:

— Я ставлю жестко вопрос потому, что на столе декрет, о котором я говорил ранее. Вчера мне его положили на стол по поводу, скажем прямо, «крепостного права». Мы замыкаем на губернаторов все. Ты не уволишься и не перейдешь (помните, я говорил в послании)… Поэтому все полномочия в ближайшую неделю перейдут в руки органов власти и «шалтай-болтай» уже не будет.

Пока можно только гадать, какие формы на этот раз примет нормотворчество властей и на кого распространится. Понятно, что в XXI веке возможности намертво прикрепить человека к региону/предприятию/хозяину уже не те, что в ХVII.

Примечательно в этой истории то, что власть не камуфлирует намерение ввести «крепостное право», а, наоборот, бравирует этим. Хотя даже в советские времена это явление гневно осуждалось (разумеется, применительно к царской России).

Справка

Крепостное право — совокупность юридических норм, закрепляющих наиболее полную и суровую форму феодальной зависимости. Включает запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежат принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

***

По идее, «государство для народа» должно было всячески дистанцироваться от подобных методов и всякие параллели с «крепостным правом» объявлять «инсинуациями врагов». Вместо этого Александр Лукашенко лично смакует возврат к средневековым практикам. Помимо всего прочего, это свидетельствует о презрении, которое власть испытывает к своим гражданам, с рабской покорностью принимающим любые её решения. Собственно, некоторые феодальные порядки в Беларуси уже существуют. И если многие жители страны де-факто являются холопами, то почему бы и не закрепить этот статус де-юре?

Рисунок Алексея Меринова, «Московский комсомолец»

Александр II в 1861 году отменил крепостное право. Александр Лукашенко в 2014-м объявил о намерении его снова ввести. И к строчке из букваря «Мы не рабы» теперь нужно добавлять знак вопроса.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)