Общество
Нина Шулякова, «Белгазета»

«Белорусско-китайский парк? Ерунда!»

Почему китайцы не ходят в белорусские рестораны, сколько может заработать житель Поднебесной в Синеокой, почему здесь китайцам выгодно учиться и ни к чему говорить по-русски, корреспонденту «БелГазеты» рассказал приехавший из китайской провинции Шану студент БГУ Ван Гуань.

– Чем отличаются условия работы в Беларуси и в Китае?

– Я не знаю никого из наших, кто работал бы в Беларуси на белорусов. Многие студенты-китайцы находят работу в китайских компаниях, которые находятся в вашей стране. Им нужны хорошие переводчики, есть много вакансий. Сейчас подобных компаний особенно много в Гомеле или в Витебске, и они занимаются чаще всего строительными проектами.

В Минске мест, где может устроиться китаец, мало. Но при этом найти работу в Беларуси немного легче, чем в Китае, где очень большое население и, значит, большой конкурс. Обычно – около 20 человек на место.

Зарплаты у всех разные. Если ты работаешь в Беларуси в китайской компании, пока учишься, считается, что ты проходишь практику, и зарплата будет где-то $ 700 в месяц. Если ты остаешься на месте после окончания обучения, то зарплата увеличивается до $ 1,5 тыс.

В Китае за нормальную постоянную работу платят около $ 700-900, так что работать здесь выходит немножко выгоднее. Но там больше возможностей для роста.

Сам я планирую остаться в китайско-белорусской компании на 3 года или на 5 лет, заработать стаж, чтобы потом, когда уеду в Китай, быть не просто молодым человеком, который только что окончил университет, а специалистом, который уже работал несколько лет. Без опыта в Китае трудно хорошо устроиться, но и найти работу, чтобы этот опыт получить, – непросто.

– В Беларуси много китайцев, которые трудятся на стройках. Они тоже нарабатывают опыт?

– Эти люди строят здесь жилые дома или заводы. Работают они не на белорусов, а на китайцев. И приезжают сюда потому, что так решает компания, и только на срок стройки. Например, гостиница «Пекин»: сотни китайских рабочих проживает в Минске, но как только объект сдадут, все эти люди уедут домой.

Остаются работать на белорусских стройках в основном люди из Туркменистана. Их приезжает в Беларусь больше всего. Только в БНТУ студентов-туркменов около 600 человек, в то время как китайцев – лишь около сотни.

– А многие ли китайцы собираются работать в белорусско-китайском индустриальном парке?

– Белорусско-китайский парк? Ерунда! Его должны были начать строить 5 лет назад, но на самом деле до сих пор ничего не происходит.

Сейчас опять заговорили, но вряд ли его в ближайшее время откроют. Это вообще мало кому интересно среди тех людей, с которыми я знаком.

– Говорят, что китайцы очень трудолюбивы – пашут без выходных, не пьют и не курят на производстве. Это так?

– Да, поэтому мы и строим быстро. Сравните: здание напротив факультета журналистики (строящийся небоскреб «Парус» – «БелГазета»)строят уже 4 года и все никак не могут доделать. Китайцам хватило бы двух лет.

Да, мы много работаем без выходных или только с одним выходным. Или так: у половины рабочих – выходной, а половина – на площадке. Важно, чтобы строительство никогда не стояло на месте.

– Что в Беларуси для вас было самым трудным? Что более всего не нравится до сих пор?

– Здесь все очень медленно работает. Например, поликлиника или милиция. Чтобы решить маленький вопрос, надо потратить очень много времени. Постоянно ждешь, потому что никто не торопится.

Еще у вас очень холодно зимой. И все дорого. В Китае я могу хорошо поесть в ресторане на $ 10. Здесь – трачу около $ 30-40.

Одежду и все необходимое я стараюсь покупать дома, когда приезжаю на каникулы, тоже выходит в разы дешевле. Если сравнивать цены на жилье в двух столицах – Минск и Пекин, – у вас снять квартиру будет чуть-чуть дешевле. Но качество самой дорогой квартиры все равно ниже, чем в Китае.

Здесь дома очень простые внутри. У них не всегда сделан ремонт, почти нечего нет из мебели, может даже не быть кровати. Квартиры не всегда находятся в центре города, но при этом за них все равно просят очень много. В Пекине, если квартира стоит дорого, в ней есть все. Я пробовал снимать квартиру, но понял, что выгоднее жить в общежитии.

– Много китайцев сегодня приезжает в Беларусь?

– Китайцы в основном приезжают учиться, а не работать. И студентов сегодня стало меньше, чем раньше. Это связано с нашим законом, по которому каждая семья может иметь только одного ребенка. Это очень серьезное правило – кто его нарушает, того ждет жесткое наказание. Ты платишь штраф или тебя даже выгоняют с работы.

Раньше было много людей и мало учебных мест, слишком много рабочих и мало вакансий. Было проще найти работу и учебу за границей. Но из-за закона людей стало меньше, уменьшился конкурс, и Китай снова стал нуждаться в рабочей силе.

Работу найти стало проще, значит, снизилось количество трудовых мигрантов. Ослабили и сам закон – в нем появилось много уступок. Это работает так: если я и моя жена – единственные дети в своих семьях, то мы имеем право завести второго ребенка. Если у меня или у нее есть брат или сестра – второй ребенок запрещен.

Можно рожать второго, если у нас с женой хорошее образование, если мы поступили в аспирантуру. Потому что тогда, в будущем, мы станем высококлассными работниками.

Плюс за последние 4-5 лет в Китае построили много новых университетов – стало не обязательно уезжать, чтобы получить образование. А еще появилась возможность ехать не только в Беларусь, но и в Америку или Англию.

– При приеме на работу в Китае имеет значение, в какой стране оканчивал университет специалист? Кого берут охотнее?

– 10 лет назад разница была огромная. Работодатель с вероятностью 70% выбирал того, кто учился в другой стране. Сейчас – 50%. С одной стороны, ты знаешь русский язык, и это большой плюс. С другой – пока ты учился, ты не жил в Китае и стал хуже понимать, что происходит в стране. Это минус.

Самая востребованная профессия в Китае, за которую больше всего платят, – юрист. Потом – врач. Меньше всего получают у нас строители и другие люди, которые занимаются физическим трудом. Сам я не работаю. Мне присылают деньги родители из Китая. Но когда я окончу учиться, я смогу нормально зарабатывать.

– А вы замечали негатив к вашим соотечественникам со стороны местного населения?

– Люди относятся по-разному. Одна половина – хорошо, другая – никак. Конечно, были всякие случаи – когда я только приехал, мы с подругой гуляли по улице, и пьяный человек, ничего не спрашивая, схватил мою девушку. Все окончилось дракой.

А вообще белорусы добрые. Более открытые, чем китайцы: часто помогают друг другу на улице, даже незнакомым, когда просто видят, что нужна помощь. В Китае такого почти нет.

– Есть ли в Минске места, особо популярные у китайцев?

– ТЦ «Столица» или ТЦ «Корона». Лично мне нравится ресторан «Васильки» и «Эль-Помидоро». Мы все проходим через китайское посольство, общаемся через студенческий союз со студентами-китайцами из разных университетов. Конечно, не все между собой знакомы, но большинство.

С белорусами общаемся реже, чем между собой. Многие наши почти не говорят на русском. Это и не обязательно. Чтобы выжить, достаточно знать несколько слов: «привет», «извини», «спасибо», «пока»... Чтобы сходить в магазин: «сколько» и «это». Купил продукты, приготовил еду. Что-нибудь китайское.

Из вашей еды мне больше всего нравятся драники и шашлык. Потом можно погулять. А если не знаешь языка – поиграть в компьютерные игры.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)