Экономика
Сергей Балай

«Чтобы избежать кризиса, который «не повторится», придется опять просить денег»

Министр экономики сделал очень противоречивое заявление: «Вероятность повторения кризиса есть, но то, что он наступит, это исключено». Эксперты прокомментировали, исключено насколько.

– Платежный баланс у нас, конечно, в минусе, и оценка, естественно, пессимистична. Вероятность повторения кризиса есть, но то, что он наступит, это исключено, – сказал Николай Снопков в четверг утром.

«Салідарнасць» поинтересовалась у экспертов, насколько все же велика вероятность повторения кризиса 2011 года.

– Если министр экономики говорит, что повторение кризиса 2011 года исключено, значит существует такая политическая воля и он ее озвучивает, – сообщила в экспресс-комментарии экономический обозреватель Ирина Крылович. – Прошлая девальвация хоть и категорически исключалась Петром Прокоповичем, но все же случилась.

Собеседница отмечает, что предпосылки для кризисной ситуации есть, но ее повторение – решение политическое.

– Предпосылки не так сильны, как в 2011 году, когда показатели платежного баланса и ситуация с золотовалютным резервом были значительно хуже, – продолжает она. – Хотя симптомы кризиса налицо. Готова ли власть пойти на кризис, девальвацию и снижение доходов населения перед президентскими выборами? Наверное, не готова.

По словам эксперта, меры преодоления кризиса, озвученные Николаем Снопковым, недостаточны.

– Наша экономика совершенно несамостоятельна и сильно зависит от ценовой конъюнктуры. Пока мировой кризис не закончится – а предпосылок этому не видно и в следующем году – деньги можно только попросить у России и МВФ. Тогда кризис можно отсрочить до президентских выборов.

«Если в этом году мы проскочим, то в следующем будет еще тяжелее»

– Предпосылки для кризиса есть, – поддерживает коллегу кандидат экономических наук, доцент Леонид Злотников. – Не хватает крупной суммы, чтобы закрыть все дыры (начиная с августа, – от 4 до 5 миллиардов долларов). Для того, чтобы пополнить этот дефицит, у нас есть золотовалютные резервы. Их было 7,5 миллиардов на начало осени. Это примерно два месяца импорта. Минимальный запас должен быть, по крайней мере, на три месяца.

Если прижмет, то можно 2,5-3 миллиарда взять из золотовалютного резерва, еще полмиллиарда до конца года наскрести по облигациям Минфина, плюс миллиард-два одолжить. Возможно, есть сделки, о которых мы не знаем.

Варианты есть, хоть их и не много. Но все они не решают главную проблему: низкую эффективность экономики и жизнь не по средствам. И если в этом году мы проскочим, то в следующем будет еще тяжелее. Это финансовая пирамида, в которую мы сами себя затянули.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)